V Лаборатория «ВЕШАЛКА #ТЕАТРКИНОДОК» / Любовь к родине не знает границ
-
О проекте
24 сентября — 1 октября 2015
В новой «Вешалке» Красноярский ТЮЗ ставит очередной эксперимент. На этот раз участниками лаборатории стали молодые режиссеры-кинодокументалисты из школы документального кино Михаила Угарова и Марины Разбежкиной — Алла Максимова и Лидия Шейнина (Санкт-Петербург), а также красноярский режиссер Андрюс Даряла. Все три режиссера впервые участвуют в красноярской «Вешалке».
Тема пятой лаборатории исследует понятие и границы важной категории для каждого человека и государства – родины, и озаглавлена «Любовь к родине не знает границ». Семья, земля, место, кинотеатр, политическая партия, отечество или советский киноаппарат — что такое «родина» сегодня? Основой для создаваемых режиссерами эскизов послужат сценарии, которые будут написаны по итогам самостоятельных режиссерских исследований. В течение двух месяцев режиссеры в разных городах будут проводить интервью и опросы различных сообществ и слоев населения, включая учащихся школ, вузов, эмигрантов, патриотов, пенсионеров, врачей и т.д. Собранный материал будет адаптирован к театральной форме вербатим-консультантом Александром Родионовым (Москва).
Постановка театральных эскизов будет осуществлена на площадках Красноярского ТЮЗа совместно с артистами театра. За ходом лаборатории следят организатор и идеолог проекта – театральный критик Олег Лоевский и главный режиссер Красноярского ТЮЗа Роман Феодори.
29 и 30 сентября состоятся показы эскизных работ и обсуждения совместно с экспертами – приглашенными театральными критиками Евгенией Тропп, Анной Банасюкевич, Кристиной Матвиенко, ведущим лаборатории Олегом Лоевским, а также гостями. Третий день состоится специальный показ кинопрограммы от партнера лаборатории – Школы документального театра и кино Михаила Угарова и Марины Разбежкиной на площадке Красноярского музейного центра в рамках XIКрасноярской музейной биеннале «Практики соприкасания». Традиционно лабораторию завершит парад премьер.
Театр юного зрителя в первую очередь пространство развития. Расширяя тему лаборатории до новой сферы искусства – кино, также и расширил место лаборатории. В этом году партнером «Вешалки» выступила ключевая институция современного искусства Сибири – музей «Площадь мира». 1 октября на музейной площадке пройдет спецпоказ фильмов выпускниц Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова — «Мама» Лидии Шейниной, «Везде Таксим» Аллы Максимовой и «Звизжи» Ольги Привольновой, а также публичное обсуждение с создателями и приглашенным театральным критиком Кристиной Матвиенко.
Проект состоится при поддержке Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.
НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
02 сентября 2015. Пятая «Вешалка» откроет родину заново.
14 сентября 2015. «ВЕШАЛКА #ТЕАТРКИНОДОК» ждёт своих режиссёров.
18 сентября 2015. Открыта запись на лабораторные показы «Вешалки-2015».
29 сентября 2015. «Вешалка» готова представить первые показы.
30 сентября 2015. Второй день лаборатории покажет опыты театральных режиссеров.
02 октября 2015. Подводим итоги лаборатории «ВЕШАЛКА #ТЕАТРКИНОДОК».
ПРЕССА О ПРОЕКТЕ
13 октября 2015. Документальная любовь к Родине
14 октября 2015. «ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я…»
27 октября 2015. Театр антивоенных действий
ДНЕВНИКИ ЛАБОРАТОРИИ
Выпуск 1. В поисках правды / Роман Феодори: «Никакой умышленной провокации» / Лидия Шейнина: «У нас всех в отношениях с родиной love hate» / Алла Максимова: «Мне важно услышать человека» (pdf-версия)
Выпуск 2. Первые показы. Взгляд кинодокументалистов / Партитура для родины. «Полифония». Эскиз спектакля Лидии Шейниной / Текст замедленного действия. «А ещё мы строим гараж». Эскиз спектакля Аллы Максимовой / Кристина Матвиенко: «Реальность не в фейсбуке» / Родина глазами кинодокументалистов (pdf-версия)
Выпуск 3. Второй день показов. Опыты театральных режиссеров / Маски толерантности. «Башня». Эскиз спектакля Андрюса Дарялы / Шум времени. «Любовь к родине не знает границ» Эскиз Романа Феодори / Полина Бородина: «Антижурналистика в прекрасном смысле слова» / Стереоскопическая картина родины. Об итогах V лаборатории актуальной драматургии и режиссуры «ВЕШАЛКА #ТЕАТРКИНОДОК» (pdf-версия)
-
Программа
29 СЕНТЯБРЯ
19.00 Показ эскиза «Полифония» Лидии Шейниной (Санкт-Петербург). Большая сцена.
20.30 Показ эскиза «А еще мы строим гараж» Аллы Максимовой (Санкт-Петербург). Малая сцена.
После показов на Малой сцене состоится публичное обсуждение с театральными критиками, ведущим и гостями лаборатории.
Площадка: Красноярский ТЮЗ (ул. Вавилова, 25).
30 СЕНТЯБРЯ
19.00 Показ эскиза «Башня» Андрюса Дарялы (Красноярск).
Показ эскиза «Любовь к родине не знает границ» Романа Феодори.
Обсуждение состоится на Большой сцене по завершению последнего показа.
Площадка: Красноярский ТЮЗ, Большая сцена (ул. Вавилова, 25).
1 ОКТЯБРЯ
15.00 — «Мама». Режиссер: Лидия Шейнина.
15.30 — «Везде Таксим». Режиссер: Алла Максимова.
16.00 — «Звизжи». Режиссер: Ольга Привольнова.
17.00 — Публичная дискуссия «Документ в искусстве: проблемы современного театра и кино». Модератор — театральный критик Кристина Матвиенко (Москва).
Площадка: Красноярский музейный центр «Площадь Мира», кинолекционный зал (пл. Мира, 1).
Показ фильмов состоится при поддержке Школы документального театра и кино Марины Разбежкиной и Михаила Угарова (Москва).
Ссылки на информацию в социальных сетях:
-
Организаторы
-
Олег Лоевский
Театральный критик, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского театра юного зрителя, член президиума Российского центра АССИТЕЖ (Ассоциации театров для детей и молодёжи), эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска». Лауреат международной театральной премии им. К.С. Станиславского и международной премии им. С.П. Дягилева. Олег Лоевский — организатор и директор многих театральных форумов (Всероссийский фестиваль «Реальный театр», Фестиваль театров малых городов России и др.) Инициатор проведения творческих лабораторий в разных городах страны. Эти лаборатории знакомят региональные театры с талантливыми молодыми режиссёрами и открывают путь на сцену произведениям современных драматургов.
-
Роман Феодори
Главный режиссер Красноярского ТЮЗа.
По первому образованию — педагог-историк (Нижгнетагильский государственный педагогический институт). В 2004 г. окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (режиссерский курс Геннадия Тростянецкого). Поставил около 50 спектаклей в региональных и столичных театрах России, а также за рубежом. С 2011 года является главным режиссёром Красноярского театра юного зрителя. Многие работы Романа Феодори отмечены наградами престижных фестивалей. «Отелло» У. Шекспира (Канский драмтеатр), «Наташина мечта» Я. Пулинович (Красноярский ТЮЗ), документальные спектакли «Derevni. NET» (Алтайский драмтеатр) и «Подросток с правого берега» (Красноярский ТЮЗ) были в 2011-2013 годах представлены во внеконкурсной программе Национального театрального фестиваля «Золотая Маска». Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта, поставленный им в Алтайском театре драмы, стал лауреатом «Золотой Маски — 2012». А сказка «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена, созданная в Красноярском ТЮЗе, номинирована на «Золотую маску — 2014» и признана лучшим спектаклем XI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».
Режиссеры
-
Лидия Шейнина
Родилась и росла в Петербурге, психотерапевт по образованию. Работала психологом, журналистом, спасателем, инженером, и кем-то еще, но лучшей своей работой считает работу землекопом в археологических экспедициях Государственного Эрмитажа. Сняла ряд короткометражных игровых фильмов, получивших призы на международных кинофестивалях. С 2009 году работала в рекламе. Серия рекламных роликов, написанная и снятая ей для компании Panasonic, стала вирусной и получила широкую известность в соц. сетях и Youtube, набрав более 700 000 просмотров. Увлекшись документальным кино, в 2013 году Лидия поступила в школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Ее дебютный документальный фильм «Мама» получил широкое признание и призы на международных фестивалях в России и за рубежом.
-
Алла Максимова
Родилась в Петербурге, последние несколько лет живет в Москве. Выпускница школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Дипломный фильм «Везде Таксим» участвовал в «турецком вечере» в «Театре.doc» в январе 2014 года, был показан в том же году на фестивале NET/Новый европейский театр (Москва). Журнал «Афиша-Воздух» показал «Везде Таксим» в своем интернет-кинотеатре. Для ежегодного фестиваля «Театральный альманах» (Москва) сняла документальный бэкстейдж спектакля «Чайка» Юрия Бутусова — «Чайка. Формы». В 2014 году с проектом своего нового документального фильма была отобрана для участия в международной резиденции Eurasia.doc (Париж-Иркутск-Ереван). Приглашенный участник мастерской «Цифровые и художественные формы гражданского самовыражения» в Варшаве (апрель 2015 г.). Короткометражный фильм «Зима» (2015), снятый на Байкале, отобран немецко-французским телеканалом ARTE (секция документального кино) для показа на канале.
-
Андрюс Даряла
Красноярец литовского происхождения. В 2002 году окончил Красноярскую государственную академию музыки и театра. Работал актером в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина. В 2011 году на фестивале современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК) представил режиссёрскую работу по пьесе М. Ивашкявичюса «Малыш». Этот спектакль был показан в 2012 году в программе «Новая пьеса» Национального театрального фестиваля-конкурса «Золотая маска». В том же году на фестивале «Ново-Сибирский транзит» «Малыш» получил приз жюри «Новация». Как драматург написал пьесу «Мёртвая река», которая была представлена на фестивале Современной литовской драматургии «Вярсме-2011» в Вильнюсе (Литва). Стажировался в Гоголь-центре под руководством Кирилла Серебренникова. Сейчас Андрюс Даряла художественный руководитель и режиссёр в проекте «Сцена современных искусств» Красноярского музейного центра «Площадь Мира». Как актёр снимается в кино: «Гость» /режиссёр Д. Родимин, «Милый Ханс, дорогой Пётр»/реж. А. Миндадзе, сейчас участвует в проекте под рабочим названием «Чужой»/реж. П. Чухрай.
Эксперты
-
Кристина Матвиенко
Театральный критик, куратор «Школы современного зрителя и слушателя» в Электротеатре «Станиславский». Кандидат искусствоведения. Эксперт фестиваля молодой драматургии «Любимовка», куратор внеконкурсной программы фестиваля «Золотая Маска» «Маска Плюс». Преподает во ВГИКе им. С.А. Герасимова.
-
Евгения Тропп
Театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент СПбГАТИ, редактор «Петербургского театрального журнала», эксперт и член жюри многих театральных фестивалей (Национальной театральной премии «Золотая Маска», Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», Межрегионального фестиваля-конкурса театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Ново-Сибирский Транзит» и др.)
-
Анна Банасюкевич
Театральный критик, театровед, журналист, аспирант ГИТИС. Публиковалась в ряде изданий, включая РИА Новости, журнал «Страстной бульвар, 10», портал Газета.ру, блог журнала «Театр» и газету «Экран и сцена». Один из организаторов драматургических фестивалей «Любимовка» и «Перепост». Член Экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска — 2015».
Гости
-
Полина Бородина
Драматург. Родилась в августе 1990 года в Екатеринбурге. Окончила екатеринбургскую академию современного искусства, специальность — менеджер в сфере культуры и искусства. В 2010 году поступила в театральный институт на курс драматургии к Н. В. Коляде. Её пьесы входили в шорт-листы различных драматургических конкурсов («Действующие лица», «Новая пьеса» в рамках «Золотой маски», «Любимовка» и т.д.). В 2012 стала лауреатом премии «Действующие лица», в 2013 — лауреатом всероссийского драматургического конкурса «Долг. Честь. Достоинство». Неоднократный участник театральных лабораторий и проектов («Березники — город-аванград»; «Свияжск-Артель», «Живые пространства», фестиваль «Территория»; лаборатория Новой сцены Александринского театра), автор многих пьес в жанре «вербатим» (документальный театр). Публиковалась в журнале «Современная драматургия» и в сборнике «Лучшие пьесы 2012 года». В 2014 году с пьесой «От безделья ты отпустишь всех китов в океан» стала финалистом фестиваля «Любимовка», Омской лаборатории современной драматургии, а также вошла в лонг-лист премии «Дебют».
Постановки:«Башлачёв. Поезд Свердловск-Ленинград» (совместно с Ярославой Пулинович, Центр современной драматургии, Екатеринбург), «Свингеры» (Центр современной драматургии, Екатеринбург), «Здесь живёт Нина» («Школа современной пьесы», Москва), «З0+» (Прокопьевский драматический театр), «Болотное дело» (Театр.DOC, Москва), «В Авангарде», (ТЮЗ, Омск)
Инсценировки: «Антигона» (русский драматический театр им. Н.А. Бестужева, Улан-Удэ), «Король Матиуш» (по романам Януша Корчака, театр «Глобус», Новосибирск).
Фильмография (сценарист): («Черта (мини-сериал, 8 серий), 2014, режиссёр Вадим Дубровицкий, Россия-2)
Автор концепции, программный директор театрального фестиваля-лаборатории «За!текст».
-
-
Итоги
V Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «ВЕШАЛКА#ТЕАТРКИНОДОК» была, пожалуй, самой смелой и экспериментальной из всех предыдущих лабораторий Красноярского ТЮЗа. Её участники впервые не опирались на готовую драматургию, прозу, или киносценарии, потому что эта лаборатория была посвящена документальному театру. Эскизы спектаклей на тему «Любовь к родине не знает границ» создавались на основе интервью реальных людей, наших современников.
Результатом лаборатории «ВЕШАЛКА#ТЕАТРКИНОДОК» стали четыре работы, объединённые темой родины: «ПолифониИя» (режиссёр Лидия Шейнина), «А ещё мы строим гараж» (режиссёр Алла Максимова), «Башня» (режиссёр Андрюс Даряла) и «Любовь к родине не знает границ» (режиссёр Роман Феодори). Каждый режиссёр раскрывал эту сложную и неоднозначную тему по-своему, рассматривая её с разных ракурсов. Несмотря на разнообразие подходов, и риск неудачи, всем удалось сохранить главное — живой разговор с нашими современниками о понятии «родина» и его значении сегодня.
Особенно ценным опытом для театра стало участие в лаборатории режиссёров документального кино, которые прежде не участвовали в театральных проектах и никогда не работали с актёрами на сцене. Алла Максимова и Лидия Шейнина привнесли в театр некоторые свойства и методы кинодокументалистики, поделились с артистами своим опытом работы с документальным материалом, дали им опробовать иной способ существования на сцене.
Финальную точку в лаборатории, посвящённой документальному театру, поставил показ документальных фильмов, который прошёл в Музейном центре. Зрители смогли увидеть три работы. Фильмы «Мама» Лидии Шейниной, «Везде Таксим» Аллы Максимовой и «Звизжи» Ольги Привольновой стали поводом для открытой дискуссии о темах, героях и художественных методах режиссёров Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Как показала лаборатория, опыт кинодокументалистики применим в театре и полезен ему. Организаторы и эксперты, принимавшие участие в работе лаборатории «ВЕШАЛКА#ТЕАТРКИНОДОК», считают её очень удачной.
По традиции, зрители могли проголосовать после каждого показа, выразить своё отношение к работам участников лаборатории. Итоги голосования таковы:
Алла Максимова «А еще мы строим гараж»:
Забыть как страшный сон — 5
Принять с изменениями — 17
Рекомендовано к постановке — 35
Андрюс Даряла «Вавилон»
Забыть как страшный сон — 2
Принять с изменениями — 16
Рекомендовано к постановке — 21
Лидия Шейнина «Полифония»
Забыть как страшный сон — 11
Принять с изменениями — 39
Рекомендовано к постановке — 24
Роман Феодори «Любовь к родине не знает границ»
Забыть как страшный сон — 6
Принять с изменениями — 14
Рекомендовано к постановке — 22
В отличие от предыдущих лабораторий эксперты и организаторы «ВЕШАЛКА#ТЕАТРКИНОДОК» не стали называть эскизы, рекомендованные к постановке. Они предложили подумать над тем, как из всех лабораторных работ создать единый спектакль, раскрывающий тему родины с разных сторон и разными способами.