От Казани до Нягани: 10 самых интересных театров России
27 марта 2025
От Москвы до Нягани, от Петербурга до Новосибирска: критик Анастасия Паукер выбрала десять точек на театральной карте России, в которых происходит все самое интересное.
Театр Наций
Москва
Спектакль «Сато» © Театр Наций
На сцене Театра Наций, как и в лучшие времена, можно увидеть спектакли топовых режиссеров — правда, сегодня все-таки преимущественно российских. Лучшими премьерами за последнее время стали психологическая драма Филиппа Гуревича «Сато» о пятилетнем мальчике, возомнившем себя пленным контр-адмиралом из внеземной цивилизации, и абсурдистское роуд-муви Антона Федорова «Дон Кихот» о фриках, пытающихся спасти или уничтожить и без того обреченный мир.
Несмотря ни на что, театр продолжает держать марку институции, выстраивающей мосты с зарубежными коллегами: здесь можно увидеть спектакль японского режиссера Мотои Миура «Друзья» или постановку «Я не убивала своего мужа» молодого китайского режиссера Дин Итэна.
Пространство «Внутри»
Москва
Спектакль «Три сестры» © Пространство «Внутри»
За новыми именами в режиссуре, за свободой и безбашенным поиском (насколько он может сегодня быть таковым) стоит идти в подвал на Казакова, 8, стр. 3. Здесь творческое объединение «Озеро» позволяет себе сочинять фантастические ремейки мировой классики со звездными актерами, а Антон Федоров придумывает миниатюрные и беспроигрышные опусы со своими театром «Место»: «Где ты был так долго, чувак?» — главный хит. Максимально честная интонация сегодняшнего времени находится именно в этом театре.
БДТ
Петербург
Спектакль «Холопы» © Стас Левшин/БДТ
Хотя официально БДТ больше не возглавляет Андрей Могучий, но театр все равно продолжает соответствовать самым высоким стандартам. Здесь вышла одна из главных премьер последних лет — «Холопы» в постановке самого Могучего. Это масштабное высказывание, связующее историю самодурки-помещицы и правление Павла I с нынешним днем. Также внимания стоит трилогия «Маленькие трагедии» двух учеников Андрея Могучего — Арсения Мещерякова и Арсения Бехтерева — и ученицы Юрия Погребничко Александры Толстошевой. А ближайшей премьерой станет «Утиная охота» режиссера Антона Федорова.
«Узел»
Петербург
Спектакль «Горький/Толстой. Воспоминания» © «Узел»
Самая свежая независимая площадка Петербурга должна в скором времени превратиться в основное место силы для всего легендарного питерского андеграунда. Первый показ здесь уже состоялся: «Горький/Толстой. Воспоминания» Дмитрия Волкострелова — спектакль в жанре «театр предмета», в котором тополиный пух, носки и разбитая бутылка делятся своими воспоминаниями о Льве Толстом. Главными резидентами площадки «Узел» станут легендарные компании «Театр „Тру“» и «Организмы». Так что за всем сочным и экспериментальным в Питере — теперь сюда.
МОÑ
Казань
Спектакль «Танцплощадка» © MOÑ
Площадка MOÑ в Казани — маст-си для всех туристов, которые хотят ознакомиться с современной культурой этого города: здесь свои работы выпускают лучшие режиссеры и хореографы современности. А еще эта площадка активно рефлексирует над локальной идентичностью, культурным татарским кодом, работает со всеми актуальными социальными темами — будь то боди-позитив и принятие своего тела или поиск любви во времена торжества дейтинг-сервисов. Последней громкой премьерой стал спектакль Димы Крестьянкина «Танцплощадка», в котором горожане разного возраста с помощью различных танцевальных стилей пробуют размышлять о своей жизни.
«Старый дом»
Новосибирск
Спектакль «Е-ее-ее!» © Виктор Дмитриев/«Старый дом»
Театр с одной из самых сильных трупп в стране недавно возглавил режиссер Антон Федоров. И уже успел выпустить тут две постановки — «Котлован» по одноименной повести Платонова и «Е-ее-ее!» по «Бременским музыкантам». Оба спектакля стали абсолютными хитами, ради которых стопроцентно стоит съездить в Сибирь. Также тут регулярно выходят премьеры лучших современных режиссеров молодого поколения. Ближайшая премьера — «Долгая счастливая жизнь» по сценарию Геннадия Шпаликова в постановке Елены Павловой, музыкальной, точной и жесткой режиссерки.
Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского
Пермь
Опера «Человеческий голос» © Пермский театр оперы и балета
В последнее время многие театральные бастионы пошатнулись, но Пермский театр оперы и балета стабилен в своем качестве — насколько это сейчас возможно. Здесь оперы по-прежнему ставят лучшие режиссеры, оставшиеся в России, а балеты выпускают лучшие из наличествующих хореографов, причем зачастую на музыку лучших современных композиторов. Из того, что точно нужно посетить, — «Человеческий голос» в постановке Дмитрия Волкострелова с чарующей партией сопрано в исполнении Надежды Павловой (18 и 19 апреля спектакль приедет с гастролями в «Новую оперу»), а также «Похождения повесы» в постановке Андрея Прикотенко.
Няганский театр юного зрителя
Нягань
Спектакль «Калечина-Малечина» © Няганский театр юного зрителя
В течение нескольких последних сезонов в лидеры активно вырывается Няганский ТЮЗ: именно здесь проходят одни из самых заманчивых региональных премьер, а московская театральная публика уже знает, что Нягань — это знак качества, и ждет новых гастролей. Недавно главной режиссеркой здесь стала Сойжин Жамбалова, она же выпустила один из главных хитов театра — «Калечину-Малечину» по одноименному роману Евгении Некрасовой. Это история о том, как девочка Катя, подвергающаяся буллингу и насилию, ищет способы преодоления жесткой и не совсем сказочной реальности.
Новокузнецкий драматический театр
Новокузнецк
Спектакль «Иванов» © Диана Токмакова/Новокузнецкий драматический театр
За актуальным театром можно также смело ехать в Новокузнецк: здесь сильный актерский ансамбль, современные тексты и новейшая режиссура. Уже три спектакля здесь выпустил Петр Шерешевский, в главном из которых — «Макбете» — действие разворачивается на провинциальном корпоративе, а все кровавые убийства случаются во время игры в «Мафию». Другим хитом театра стал бескомпромиссный хоррор о жизни северного промышленного города в постановке Филиппа Гуревича по пьесе Анастасии Букреевой «Черная пурга».
Красноярский театр юного зрителя
Красноярск
Спектакль «Евгений Онегин» © Александр Паниотов/Красноярский театр юного зрителя
При предыдущим худруке — Романе Феодори — Красноярский ТЮЗ был одним из сильнейших театров страны. Теперь его возглавил молодой режиссер Мурат Абулкатинов, который не боится конкуренции и с легкостью приглашает в театр лучших режиссеров своего поколения. Сам же поставил тут лаконичного и стильного «Евгения Онегина». Предлагаем следить за развитием событий, потому что тут обещает быть интересно.