Москва под звездой Красноярского ТЮЗа

25 августа 2021

Начало московского сезона в этом году проходит под знаком Красноярского ТЮЗа. С 18 по 24 августа в Театре им. Евг. Вахтангова были показаны четыре их спектакля: «Хлебзавод» Алексея Олейникова в постановке Никиты Бетехтина, «Гоголь. Экспонаты» по мотивам повестей Гоголя «Шинель» и «Невский проспект» в режиссуре Даниила Ахмедова и Романа Феодори, «Биндюжник и король» – мюзикл Александра Журбина и Асара Эппеля по рассказам Исаака Бабеля и «Алиsа» Даниила Ахмедова по мотивам сказок Льюиса Кэрролла.

photo.jpg

Показы, проходившие в рамках федеральной программы «Большие гастроли» при аншлаговых, «золотомасочных» по составу зрителей залах, плавно перетекли в другие: с 1 по 5 сентября двумя частями «Хроник Нарнии» Красноярского ТЮЗа откроется Большой Детский Фестиваль. И это – история знаковая и принципиально важная по нескольким причинам.


Первая из них – сам факт сотрудничества БДФ, крупнейшего смотра не только театра для детей и подростков, но еще и циркового искусства, кино, анимации и в этом году присоединившейся к ним детской литературы, – и Красноярского ТЮЗа, который сегодня наравне с РАМТом и несколькими другими, определяет вектор движения детского и подросткового театра.


Вторая причина – давно ожидаемое сотрудничество Сергея Безрукова и Романа Феодори, о чем разговор идет уже несколько лет и что подтверждает худрук БДФ и Губернского театра: «Я сторонник ярких театральных зрелищ для детей, –говорит Безруков. Мне кажется, театр может и должен создавать на сцене ту самую сказку когда это масштабно, когда это целый потрясающий мир, каким являются спектакли «Хроники Нарнии» и вообще постановки Романа Феодори. Конечно, это требует приличного бюджета, но мне кажется для детей и нужно все делать по высшему разряду. Спектакли Феодори отличаются потрясающей выдумкой, совершенно феноменальными режиссерскими находками с использованием всех новейших технологий, доступных театру. Он «зрелищный» режиссер, причем умеющий наполнять эту яркую форму глубоким смыслом. Честно говоря, будь я сейчас мальчишкой, именно на такие спектакли я бы ходил с большим удовольствием. Феодори – большой мастер, я рад, что две части саги «Хроники Нарнии» будут показаны в рамках Большого Детского фестиваля. И с большой надеждой жду, когда Роман поставит спектакль в Московском Губернском театре».

Здесь важно даже не то, что новый спектакль Феодори появится в Губернском театре, а то, что это будет на Большой сцене. И тут мы подходим к третьей причине, по которой появление Романа Феодори в орбите БДФ – история принципиальная для всего театра для детей с точки зрения долгой перспективы. Причина эта – огромное количество гигантских, на тысячу мест, залов, доставшихся в наследство нынешним худрукам ТЮЗов от тех времен, когда на спектакли свозили школьников автобусами. Что с ними делать сегодня, когда и зрители, и художники хотят малых залов, камерных пространств и интимной интонации, – совершенно не ясно практически никому, кроме Романа Феодори, который в постоянном соавторстве с Даниилом Ахмедовым умеет и любит работать на большой сцене, и Сергея Безрукова, который старается думать глобально и, благодаря БДФ, имеет возможность влиять на решение проблем театра для детей и подростков в масштабах всей страны.

Понятно, что вопрос простаивания или бездарного использования больших сцен и залов не может его не волновать. Как давно волнует он и Феодори: «Нам всем, кто занимается детским театром, нужно держаться вместе, потому что детский театр сегодня в кризисе – я имею в виду прежде всего спектакли большой формы, –говорит режиссер. Все самое интересное у нас происходит с малой формой – в малом зале, в комнате, и все это чудесно. А все огромные тюзовские сцены, которые достались нам от советского прошлого, детским театром не освоены. Помните эти советские ТЮЗы, когда в огромный зал загоняли тысячу ребят, чтобы показать им ходульного героя. Но советские времена кончились, а огромные залы остались. Мы тоже в Красноярске проводим фестиваль, пытаемся собрать детские спектакли большой формы, и я понимаю, что их нет не только в России, – их нет нигде в мире. Никто не работает на детскую аудиторию широкими большими мазками. Проблема есть, есть большие сцены, но то, что на них происходит, это довольно сложно».

Между тем именно Роман Феодори стал тем человеком, который первым не на словах, а на деле взялся решать проблему больших сцен, придумав и сделав в своем театре конкурс творческих заявок на создание спектакля «АРТ-МАРКЕТ» (https://ktyz.ru/project/view/24#about).


Занятно, что финальный тур «АРТ-МАРКЕТА» в этом году пройдет во второй половине сентября, сразу после возвращение гастрольной группы из Москвы в Красноярск, куда съедутся и победители первого тура, и продюсеры, и директора российских ТЮЗов, чтобы, возможно, найти подходящую для своего театра заявку.


Занятно и другое, что БДФ, возглавляемый Сергеем Безруковым, за последние два года очень расширился за счет огромного количества офф-программ, одной из которых стал «БДФПитчинг» конкурс творческих идей, адресованных детскому театру (https://grandkidsfest.ru/about/news/bdf-pitching-2021-itogi-otbora/), задача которого та же, что и у «АРТ-МАРКЕТА»: соединить творцов и театры, помочь им встретиться.


При таком количестве принципиальных совпадений у двух лидеров можно надеяться, что нынешнее открытие фестиваля Сергея Безрукова спектаклями Романа Феодори станет не просто показом двух прославленных спектаклей в рамках крупнейшего детского фестиваля, но той точкой, с которой начнется изменение судьбы больших сцен российских ТЮЗов, а, значит, и изменение вектора развития театра для детей и подростков в масштабе всей страны.

Катерина Антонова, «Недоросль», 24.08.2021