IV лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «КИНОВЕШАЛКА»

  • О проекте

    4 октября — 11 октября 2014

    IV лабораторию актуальной драматургии и режиссуры организаторы назвали «Киновешалка», потому что она проходит на пограничной территории кинематографа и театрального искусства. Участники создают эскизы на основе киносценариев: Евгения Беркович — «Я не вернусь» Я. Пулинович, Антон Маликов — «Конформист» Б. Бертолуччи, Юлия Ауг — «Горькие слезы Петры фон Кант» Р. Фассбиндера, Алессандра Джунтини — «Дорога» Ф. Феллини, Талгат Баталов и Александр Андрияшкин — «Башмачкин» О. Богаева. 

    Расширяя тематику лаборатории, обращаясь к искусству кино, театр расширил и территорию проведения «КИНОВЕШАЛКИ». В этом году партнером проекта выступил первый артхаусный кинотеатр — «Дом кино». Там пройдёт спецпоказ фильма «Я не вернусь», а также творческая встреча с создателями картины — драматургом Ярославой Пулинович, режиссером Ильмаром Раагом и продюсером Натальей Дрозд.

    Главная задача проекта — создать новый театральный продукт в результате совмещения театра и кино, открыть для себя новых режиссеров, привлечь в театр новую аудиторию.

    НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ

    24 сентября 2014. КИНО vs ТЕАТР на «КИНОВЕШАЛКЕ»

    20 октября 2014. Итоги «КИНОВЕШАЛКИ». СТОП! СНЯТО!

    ПРЕССА О ПРОЕКТЕ

    23 октября 2014. Анна Банасюкевич: «Вешалка» с приставкой

    24 октября 2014. «Вешалка» в ТЮЗе: кино без зрителей

    28 октября 2014. Евгения Тропп: «Театральные кинопробы»

    ДНЕВНИКИ ЛАБОРАТОРИИ

    Выпуск 1. С бодрым стартом! / Маликов & Бертолуччи / Джунтини & Феллини / Ауг & Фассбиндер / Баталов & Богаев (pdf-версия)

    Выпуск 2. Этап показов: смотрим, обсуждаем / День трёх дорог / «Я не вернусь» на сцене / «Я не вернусь» на экране / Алессандра Джунтини. Эскиз спектакля «Дорога» (pdf-версия)

    Выпуск 3. Показы: смотрим, обсуждаем 2 / Трогательный трэш / Фантазия на тему Бертолуччи / «Горькие слёзы Петры фон Кант» из зрительного зала / Стоп! Снято! (pdf-версия)

    poster_veshalka_2014

  • Программа

    10 октября, пятница

    12.00 Показ эскиза «Дорога» (Федерико Феллини), режиссер Алессандра Джунтини.

    13.20–14.00 Обсуждение показа со зрителями, артистами, режиссерами с участием экспертов и гостей.

    15.00 Показ эскиза «Я не вернусь» (Ярослава Пулинович), режиссер Женя Беркович.

    16.20–17.00 Обсуждение показа со зрителями, артистами, режиссерами с участием экспертов и гостей.

    19.00 Показ фильма «Я не вернусь». Режиссер Ильмар Рааг, сценарист Ярослава Пулинович.

    20.30 Встреча с режиссером Ильмаром Раагом, драматургом Ярославой Пулинович, продюсером Натальей Дрозд.

    11 октября, суббота

    12.00 Показ эскиза «Конформист» (Бернардо Бертолуччи), режиссер Антон Маликов.

    13.20–14.00 Обсуждение показа со зрителями, артистами, режиссерами с участием экспертов и гостей.

    14.30 Показ эскиза «Горькие слезы Петры фон Кант» (Райнер Фассбиндер), режиссер Юлия Ауг.

    15.00–15.40 Обсуждение показа со зрителями, артистами, режиссерами с участием экспертов и гостей.

    17.00 Показ эскиза «Башмачкин» (Олег Богаев), режиссер Талгат Баталов, хореограф Александр Андрияшкин.

    18.20–19.00 Обсуждение показа со зрителями, артистами, режиссерами с участием экспертов и гостей.

    19.30 Диалог с экспертами «Кино VS Театр». Обсуждение темы взаимодействия двух видов искусств, проблемы адаптации киносценариев на театральной сцене и их роли в репертуарной политике. Участники: Евгения Тропп, Анна Банасюкевич, Татьяна Тихоновец, Татьяна Котович, Александр Вислов, Роман Феодори, Ярослава Пулинович, Талгат Баталов, Антон Маликов, Иван Орлов. Модератор: Олег Лоевский.

     

    Парад премьер


    12 октября, воскресенье

    19.00 «Окна в мир». Режиссер Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов.

    13 октября, понедельник

    14.00 «Метель». Пьеса Василия Сигарева по мотивам повести Александра Пушкина, режиссер Александр Огарев, художник Виктор Чутков.

    19.00 «ТЕСТостерON». Балетмейстер Елена Слободчикова, консультант по режиссуре Роман Феодори, художник Виктория Попова.

    14 октября, вторник

    11.00 «Снежная королева». Режиссер Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов.

    19.00 «Сон. Лето. Ночь». Режиссер Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов.

  • Организаторы

    • Олег Лоевский

      Художественный руководитель лаборатории. Театральный критик, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского театра юного зрителя, член президиума Российского центра АССИТЕЖ (Ассоциации театров для детей и молодёжи), эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска». Лауреат международной театральной премии им. К.С. Станиславского и международной премии им. С.П. Дягилева. Олег Лоевский — организатор и директор многих театральных форумов (Всероссийский фестиваль «Реальный театр», Фестиваль театров малых городов России и др.) Инициатор проведения творческих лабораторий в разных городах страны. Эти лаборатории знакомят региональные театры с талантливыми молодыми режиссёрами и открывают путь на сцену произведениям современных драматургов.

    • Роман Феодори

      Главный режиссер Красноярского ТЮЗа. По первому образованию — педагог-историк (Нижгнетагильский государственный педагогический институт). В 2004 г. окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (режиссерский курс Геннадия Тростянецкого). Поставил около 50 спектаклей в региональных и столичных театрах России, а также за рубежом. С 2011 года является главным режиссёром Красноярского театра юного зрителя. Многие работы Романа Феодори отмечены наградами престижных фестивалей. «Отелло» У. Шекспира (Канский драмтеатр), «Наташина мечта» Я. Пулинович (Красноярский ТЮЗ), документальные спектакли «Derevni. NET» (Алтайский драмтеатр) и «Подросток с правого берега» (Красноярский ТЮЗ) были в 2011-2013 годах представлены во внеконкурсной программе Национального театрального фестиваля «Золотая Маска». Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта, поставленный им в Алтайском театре драмы, стал лауреатом «Золотой Маски — 2012». А сказка «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена, созданная в Красноярском ТЮЗе, номинирована на «Золотую маску — 2014» и признана лучшим спектаклем XI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

    Участники

    • Талгат Баталов

      Актёр и режиссёр (Москва). Учился в Ташкентском театральном институте на факультет режиссуры кино, театра и ТВ. Работал в театре «Ильхом« Марка Вайля. В настоящее время живёт в Москв Известность Талгату Батулову принёс документальный моноспектакль о гастарбайтерах «Узбек» (Театр им. Йозефа Бойса), в котором он является автором, постановщиком и исполнителем. В 2013 году этот спектакль был выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». В «Театре.doc« Талгат Баталов играет в спектаклях «Час 18», «Заполярная правда», «Зажги мой огонь», «Алконовеллы». Среди его режиссёрских работ «Бешеные» М. Курочкина, «Шум» Е. Бондаренко, а также поставленные совместно с Михаилом Угаровым спектакли «Двое в твоем доме» и «Час 18» по пьесам Е.Греминой, «Нылка и Вылка в детском саду».

    • Юлия Ауг

      Актриса, режиссёр театра и кино (Москва). Окончила ЛГИТМиК (актёрский курс А. Андреева). С 1993 года по 2004 год служила в ТЮЗе им. Брянцева. Второе высшее образование — режиссёрский факультет РАТИ (мастер — И. Райхельгауз). В 2007 году поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская И. Квирикадзе и А. Добровольского). Юлия Ауг сыграла более 30 ролей в кино, снималась в нашумевших фильмах А. Федорченко «Овсянки» и «Небесные жёны луговых мари». Актёрские работы Юлии Ауг в фильмах «Враги» (реж. М.Можар) и «Интимные места» (реж. Н. Меркулова и А. Чупров) отмечены призами на кинофестивале «Балтийские дебюты» — 2007, на XXIV Открытом Российском кинофестивале «Кинотавр», а также премией «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России. Как театральный режиссёр Юлия Ауг ставила спектакли в ТЮЗе им. Брянцева, в Московском театре Школа Современной Пьесы, в Дзержинском драматическом театре и в Государственном русском драматическом театре им. Достоевского в г. Семей (Казахстан). На II Межрегиональном фестивале «Театральный АтомГрад — 2013» спектакль Юлии Ауг «Фронтовичка» по пьесе А.Батуриной получил приз за лучшую режиссуру.

    • Женя Беркович

      Режиссёр (Москва). С 2003 по 2008 годы работала в Театре Юношеского Творчества в Санкт-Петербурге как режиссер-педагог. В 2007 году окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по специальности «театровед-менеджер». В 2008 году поступила в Школу-студию МХАТ на курс Кирилла Серебренникова, в режиссерскую группу. Во время обучения вместе с другими молодыми режиссёрами участвовала в работе над поэтическим перформансом «Красная ветка». Окончила Школу-студию в МХАТ в 2013 году. Поставила спектакли «Геронтофобия» по пьесе Вадима Леванова (ЦСИ «Винзавод» и Школа-студия МХАТ), «Реальная война» по солдатским письмам (проект Учебного театра Школы-студии МХАТ и Музея истории Штутгарта), «Жаворонок» по мотивам пьесы Жана Ануя (МХТ им. А.П. Чехова), «Человек, который не работал/Суд над Иосифом Бродским» (Театр имени Йозефа Бойса и общество «Мемориал»), сценическую ораторию «Autland» на музыку Сергея Невского (проект «Платформа»). В «Гоголь-центре» поставила «Русскую красавицу» по роману Виктора Ерофеева и «Марину» по пьесе Любы Стрижак. Работала как автор перевода над мюзиклом Кирилла Серебренникова «Пробуждение весны». Активно участвует в театральных фестивалях и лабораториях по всей России.

    • Алессандра Джунтини

      Актриса, режиссёр (Санкт-Петербург). Родилась в Италии. В 2011 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (мастерская В. Фильштинского). Актриса петербургского «Этюд-театра». Там же начала работать как режиссёр. В качестве режиссёра-стажёра Малого драматического театра — Театра Европы участвовала в работе над спектаклем «Портрет с дождем» (реж. Л.А. Додин). Была помощником режиссёра при создании спектакля «Наташины мечты» Я. Пулинович («Этюд-театр», реж. Д.Егоров) Поставила эскизы спектаклей «Балаганчик». А. Блока и «Лица в толпе». Л. Батлер (Театр драмы им. А.А. Савина, Лысьва). Режиссерские работы: «Nature Morte в Яме» Ф. Паравидино («Этюд-театр»), «Любовные письма» (Магаданский драматический театр), «Голубая комната» (Пермский театр «Сцена -молот»), «Свет в конце» (Омский драмтеатр) и «Тирамису» (Ростовский молодежный театр).

    • Антон Маликов

      Режиссёр (Москва). В 2013 году закончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Л. Хейфеца). Был ассистентом Камы Гинкаса на съемках телефильма по повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» («По поводу мокрого снега») и на постановке спектакля «Шуты Шекспировы» (Московский ТЮЗ). В 2012 году в Центре им. Мейерхольда поставил спектакль «Я — или Бог — или никто» по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Спектакль был номинантом премии «Звезда Театрала-2013». В числе режиссёрских работ Антона Маликова «Лес» А.Островского (ГИТИС), «Гнездо глухаря» В. Розова (Антреприза), «Потрогай мои крылья» М. Веннеред (Центр драматургии и режиссуры). В 2014 году он поставил спектакль по пьесе А. Иванова «ETO VSЁ ONA» в Норильском заполярном драматическом театре им. Маяковского и спектакль «WASSA» по мотивам пьесы М. Горького «Васса Железнова» в Курганском драматическом театре. Принимал участие в театральных лабораториях в Таллине, Димитровграде, Казани. Проходит обучение в «Школе театрального лидера» и в магистратуре СПбГАТИ (курс М. Гацалова и В.Фокина).

    • Александр Андрияшкин

      Танцовщик и хореограф (Москва). Имеет высшее математико-экономическое образование, но любит движение, танец, язык тела. В 1998 в Новосибирске совместно с другими молодыми танцовщиками организовал компанию «Вампитер», работавшую на стыке современного танца, физического и уличного театра. С 2005 года — независимый танцовщик и балетмейстер, начал участвовать в проектах других хореографов (Словения, Швеция, Италия, Австрия), ставить пластику и танцы для драматических спектаклей. С 2002 года в России и других странах мира преподает современный танец, импровизацию, перформанс, а также движение, пластику и техники присутствия для актеров. В 2007 переехал в Москву. Сотрудничает с художниками, режиссёрами, музыкантами, мастерами видеоарта. Первая совместная работа в рамках компании Онэ Цукер была номинирована на «Золотую Маску». Помимо многочисленных разовых проектов, является постоянным участником компании «По.В.С.Танцы». В 2009 году организовал проект МЕРА, для реализации своего видения современного движенческого театра. В этом же году стал степендиатом DanceWeb (Impulstanz) и принял участие в лаборатории по танц-театру в Jacob’s Pillow (США).

    Эксперты

    • Татьяна Тихоновец

      Историк театра, театральный критик, доцент Пермской академии искусств и культуры. В течение нескольких лет член экспертного совета и жюри национальной премии «Золотая Маска», а также других театральных фестивалей («Ново-Сибирский транзит», «Голоса истории» и др.) Обозреватель журнала «Театр» и «Петербургского театрального журнала». Лауреат премии Александра Свободина, Заслуженный работник культуры России.

    • Александр Вислов

      Театральный критик, драматург, старший научный сотрудник отдела театра Государственного института искусствознания, педагог, преподаватель театроведческого факультета ГИТИС, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», член жюри многих театральных фестивалей. Неоднократно сотрудничал с Красноярским театром юного зрителя (участник проекта «Подросток с правого берега», автор пьесы «Окна в мир» по роману Фредерика Бегбедера).

    • Евгения Тропп

      Театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент СПбГАТИ, редактор «Петербургского театрального журнала», эксперт и член жюри многих театральных фестивалей (Национальной театральной премии «Золотая Маска», Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», Межрегионального фестиваля-конкурса театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Ново-Сибирский Транзит» и др.).

    • Анна Банасюкевич

      Театральный критик, театровед, журналист, аспирант ГИТИС. Публиковалась в ряде изданий, включая РИА Новости, журнал «Страстной бульвар, 10», портал Газета.ру, блог журнала «Театр» и газету «Экран и сцена». Один из организаторов драматургических фестивалей «Любимовка» и «Перепост». Член Экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска — 2015».

    • Татьяна Котович

      Театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Витебского Государственного Университета им. Машерова. Главный редактор научно-практического журнала «Искусство и культура», эксперт и член жюри ряда театральных фестивалей в России и странах СНГ.

    Гости

    • Ильмар Рааг

      Кинорежиссёр. Окончил Тартуский университет по специальности «история искусства». В течение четырёх лет учился киноведению в Париже в школах Saint Denis и La Sorbonne Nouvelle, затем продолжил образование в американском университете Огайо. Проходил практику в Лос-Анджелесе, на студии Columbia Pictures в отделе разработки сценариев. Написал сценарии к фильмам «Проклятие оборотня» и «Я был здесь». В 1998 году снял пародию на боевики «Убийство в Тарту», в 2005-м — документально-игровой фильм «Август 1991» о восстановлении независимости Эстонии. В 2007 году выпустил художественный фильм «Класс», который получил более 20 призов и был выдвинут от Эстонии для номинирования на «Оскар» в категории «лучший зарубежный фильм». В 2014 году на экраны вышел новый фильм Ильмара Раага «Я не вернусь» по киносценарию Ярославы Пулинович. Критики сравнивают эту картину с фильмами Алексея Балабанова. Это атмосферное роад-муви, без чернухи, социальной порнографии, без мерзких бытовых подробностей. Светлый фильм о надеждах, любви и, как ни странно, семье.

  • Итоги

    IV Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Киновешалка» завершилась. Время подвести итоги и оценить эффект проекта.

    По замыслу организаторов Олега Лоевского и Романа Феодори, ежегодные лаборатории в ТЮЗе — это в первую очередь тренинг для артистов и всего коллектива театра. Участники «Киновешалки» по традиции создавали эскизы спектаклей в турборежиме (5 эскизов за 5 дней). Процесс был напряжённым, увлекательным и очень полезным. Результатом можно считать творческий тонус артистов. Он явно на высоте. Это важный итог лаборатории.

    Во-вторых, «Киновешалка» дала актёрам опыт работы с интересными и очень разными режиссёрами. У каждого участника лаборатории свой стиль и свой подход к постановкам. В рамках «Киновешалки» одни актёры участвовали в эстетских экспериментах Антона Маликова, другие — работали с мастером психологического театра Юлией Ауг, третьи осваивали современный киносценарий через свои личные воспоминания под руководством Жени Беркович. Актёры, работавшие с Алессандрой Джунтини, ставили спектакль на границе театра представления и театра переживания. Ещё одна актёрская группа погрузились в ультрасовременную стилистику трэп-сказки вместе с режиссёром Талгатом Баталовым и хореографом Александром Андрияшкиным.

    «Киновешалка», проходившая на стыке театра и кино, позволила Красноярскому ТЮЗу «примерить» на себя кинодраматургию, адаптировать и поставить сценарии классиков европейского кино ХХ века и современных авторов. Сразу три эскиза, представленных на «Киновешалке», были поддержаны зрителями и ведущими театральными критиками из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми и Витебска.

    В итоге, к постановке приняты эскиз Алессандры Джунтини по сценарию Ф. Феллини «Дорога» и эскиз Талгата Баталова и Александра Андрияшкина «Башмачкин» по пьесе О. Богаева. Скоро должен войти в репертуар театра и спектакль «Горькие слёзы Петры фон Кант», который поставила режиссёр Юлия Ауг по сценарию Р. Фассбиндера. Кстати, эта работа уже получила приглашение на XIII Всероссийский фестиваль «Реальный театр».