X Лаборатория «ВЕШАЛКА. Трудные темы в театре для детей и подростков»
-
О проекте
5 октября — 12 октября 2021
С 2011 года в Красноярском театре юного зрителя проходит Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «ВЕШАЛКА». Идейный вдохновитель и бессменный художественный руководитель «ВЕШАЛКИ» – Олег Лоевский /Екатеринбург/. Вместе с худруком Красноярского ТЮЗа Романом Феодори они придумывают тему, выбирают подходящие пьесы и приглашают режиссёров.
Участники лаборатории за несколько дней создают эскизы спектаклей и показывают их зрителям. После показов проходят обсуждения, в которых своё мнение высказывают зрители и театральные критики. А потом каждый может опустить жетон в одну из урн для голосования: «Забыть, как страшный сон», «Рекомендовано к постановке», «Принять с изменениями». Это поможет руководству театра выбрать эскиз, который станет спектаклем и войдёт в репертуар.
Лаборатория – это бодрящий экстрим для всего театра, знакомство с интересными текстами и режиссёрами. В 2021 году «ВЕШАЛКА» проходит в десятый раз.
В этот раз Красноярский ТЮЗ обращается к темам, о которых взрослым сложно говорить с детьми. Пьесы X Лаборатории «ВЕШАЛКА. Трудные темы в театре для детей и подростков» посвящены неизбежным и безвозвратным потерям, которые случаются в жизни каждого человека. Это попытка с помощью театра поговорить с юными зрителями на очень серьёзную и сложную тему смерти, конечности и ценности любой жизни.
Для этой Лаборатории выбраны четыре пьесы: «Август-6» А. Иванова, «Инау» О. Михайлова, «Поход в Угри-Ла-Брек» Т. Тидхольма и проект М. Бартенева и О. Лоевского на темы историй, рассказанных Рэем Нусселяйном «Когда я была маленьким мальчиком». Создавать эскизы спектаклей по этим пьесам приглашены режиссёры, которые прежде никогда не сотрудничали с Красноярским ТЮЗом: Филипп Гуревич, Екатерина Пилат, Мурат Абулкатинов и Феодосис Скарвелис.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭСКИЗАХ
Проект М. Бартенева и О. Лоевского на темы историй,
рассказанных Рэем Нусселяйном
Когда я была маленьким мальчиком
6 + (детям от 7 до 77 лет)
Что хранят дети в красивых коробочках? Камешки, пёрышки, рыболовные крючки и другие бесценные вещи. Например, слезинки радости, или горя. С каждой вещицей связана история, каждая история превращается в игру, в спектакль из ничего – трогательный и забавный. Была бы фантазия и детские воспоминания!
Пьеса «Когда я была маленьким мальчиком» – привет легендарному голландцу Рэю Нусселяйну, который 30 лет назад приезжал в Россию со спектаклем «Коробочка на балконе». Его творчеством были восхищены не только дети, но и взрослые. Театр рождался из доверительного рассказа и игры с предметами. Эта пьеса, созданная на темы историй Рэя Нусселяйна, – простой разговор с детьми о сложных материях — о жизни, смерти, свободе, неволе и многих других.
Об авторе
Михаил Бартенев – поэт, прозаик и драматург. Автор более 30 пьес для детей и подростков. Его пьесы ставились во многих театрах России и СНГ, а так же в Голландии, Германии, Дании, Польше и Греции. Лауреат почетной премии Международной ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ) «За вклад в развитие детского театра».
Режиссёр Феодосий Скарвелис
В эскизе заняты: Михаил Гольцов, Мария Нестрян
Помощник режиссёра Екатерина Дегтярёва
Андрей Иванов
Август – 6
пьеса для детей и взрослых
6+
Саша – Настоящий астронавт с Земли. Его космический корабль «Гагарин» держит курс на планету Август-6 – сплошной парк аттракционов! Но Саша попадает под метеоритный дождь и оказывается на неизвестной комете, где обитают очень странные и нелепые существа. Кто поможет ему улететь на Землю – научно-исследовательский зонд, или Гигантская улитка?
Мальчику необходимо вернуться в реальность, несмотря на то, что недавно на Земле произошла настоящая катастрофа и теперь родной голос, который называл его «мой Гагарин», долетает издалека, как свет погасшей звезды.
Пьеса «Август-6» рассказывает о детских переживаниях в тяжелые моменты жизни семьи. Что происходит с маленькими детьми, когда они «закрываются» от мира взрослых в своих фантазиях? Каким образом переживают боль и потерю? Что стоит за их нежеланием «возвращаться» в реальность? «Август-6» – своеобразный ребус. В детскую игру и фантазию вставляются искаженные фрагменты реальности, которые, подобно пазлам, собираются к финалу в понятную картинку.
Об авторе
Имя драматурга Андрея Иванова постоянно появляется в списках финалистов драматургических конкурсов. Его пьесы ставят в России, Беларуси, Украине, Румынии, Молдавии, Польше. В 2018 году А. Иванов за спектакль по пьесе «С училища» номинирован на премию «Золотая маска» в категории «Лучшая работа драматурга».
Режиссёр– Филипп Гуревич
В эскизе заняты: Александр Дьяконов, Елена Кайзер, Александр Князь, Денис Зыков, Екатерина Подлесная, Елена Половинкина, Денис Зыков и Никита Данилов (приглашённый артист)
Помощник режиссёра Татьяна Бандалет
Томас Тидхольм
«Поход в Угри-Ла-Брек»
пьеса для детей и взрослых
(перевод со шведского А. Поливановой)
6+
«Поход в Угри-Ла-Брек» – история из жизни обычной семьи, в которой есть папа, мама, двое детей и пёс. Однажды в этой семье появляется дедушка. Внуки едва успели с ним подружиться, а он уже исчез. И никто не может толком объяснить, куда он пропал. Не получив от родителей внятного ответа, дети отправляются на поиски, которые приведут их в загадочное место Угри-Ла-Брек – «деревню, где дым поднимается вверх». Детей ждёт грустное открытие. Зрители тоже наверняка всё поймут, хотя печальное слово, которое всё объясняет, так и не прозвучит.
Об авторе и пьесе
Томас Тидхольм – шведский писатель, поэт и драматург. Автор романов, пьес и почти 30-ти детских книг и лауреат премии Астрид Линдгрен. Пьесу «Поход в Угри-Ла-Брек» Т. Тидхольм написал в середине 90-х на основе своей же повести. В ней проявляются лучшие черты шведской детской литературы – обаятельные герои, мягкий юмор, искренность и теплота, умение честно и тактично говорить с детьми на трудные темы.
Режиссёр – Мурат Абулкатинов
В эскизе заняты: Ольга Буянова, Салман Джумагазиев, Анатолий Малыхин, Дарья Мамичева, Сергей Тисленко, Вячеслав Ферапонтов
Помощник режиссёра Наталья Григорюк
Олег Михайлов
Инау китовой бухты
пьеса для детей и взрослых
12+
После смерти матери Данила отправляется жить к бабушке на Дальний Восток, практически на край света. Нелегко будет семилетнему мальчику научиться жить без мамы в посёлке Китовая бухта, на острове, где всё так странно и страшно. Это заброшенное место, где по ночам оживают тени покинувших этот мир людей. Среди них может оказаться мама Данилы.
Удивительный мир древних легенд и обычаев открывает внуку бабушка Нупа. Её рассказы, переживания и впечатления мальчика, соединяясь, превращаются в размышление о том, как пережить смерть.
«Инау» – мистическая история, которая вместила в себя сразу несколько притч и мрачных преданий народов Сахалина, Камчатки и Курильских островов.
Об авторе
Олег Михайлов – известный драматург и сценарист. Окончил Екатеринбургский театральный институт по специальности «актёр драматического театра и кино». Его пьесы отмечены многими драматургическими конкурсами и фестивалями. Олег Михайлов лауреат Х Международного литературного конкурса им. М.А. Волошина. Пьесы Михайлова ставятся по всей России и во многих странах мира.
Режиссёр Катерина Пилат
В эскизе заняты: Марина Бабошина, Юрий Киценко, Анатолий Кобельков, Светлана Косульникова, Владимир Мясников, Савва Ревич, Татьяна Скрябина
Помощник режиссёра Игорь Кузнецов
-
Программа
-
Организаторы
-
Олег Лоевский
Художественный руководитель лаборатории. Театральный критик, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского ТЮЗа, член президиума Российского центра АССИТЕЖ (Ассоциации театров для детей и молодёжи), эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска». Лауреат международной театральной премии им. К. Станиславского и международной премии им. С. Дягилева. Олег Лоевский — организатор и директор многих театральных фестивалей, инициатор проведения в разных городах страны творческих лабораторий, знакомящих театры с талантливыми молодыми режиссёрами и современной драматургией.
-
Роман Феодори
Художественный руководитель Красноярского театра юного зрителя, режиссёр. Окончил СПГАТИ. Как режиссёр-постановщик сотрудничал со многими российскими и зарубежными театрами, в числе которых МХТ им. А. П. Чехова и Государственный Театр Наций. Был главным режиссёром Алтайского театра драмы им. В. М. Шукшина.Лауреат крупных российских театральных фестивалей «Арлекин», «Ново-Сибирский транзит», Национальной театральной премии «Золотая маска». Заслуженный работник культуры Красноярского края.
Режиссёры
-
Феодосий Скарвелис
Феодосий Скарвелис родом из Афин. В 2015 году в Греции окончил Высшую Школу Драматического Искусства «ДИЛОС». Снимался в короткометражных фильмах, в том числе в главных ролях. Участвовал в международной совместной постановке «Драгон» (режиссёр Н. Хатзипаппас, Греция-Франция-Польша-Болгария), в спектакле «Цирк разнообразия» (режиссёры А. Кьяезе, В. Мортелли) в рамках международного фестиваля «ARTEr.ie» (Сабина, Рим), в постановках «Гамлет тот панк» (реж. М. Марагоудаки), «Терезин» (реж. Д. Хатупи), «Возвращение сказок» (реж. П. Панагопулос), «Прошел год» (реж. Н. Стилиану).
В 2016 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Л.Е. Хейфеца). Участвовал в учебных спектаклях, которые были представлены на фестивалях в разных городах России и за рубежом: «Коварство и Любовь. Режиссёрские игры» (реж. М. Чумаченко), «Укрощение Строптивой» (реж. В. Кошевая). «Чудо святого Антония» (реж. М. Меламедов), в котором Ф. Скарвелис сыграл главную роль, – лауреат Московского международного фестиваля студенческих спектаклей «Твой шанс».
Феодосий Скарвелис участвовал в режиссёрской лаборатории по произведениям У. Шекспира (Таллин, 2020). Как переводчик и режиссёр поставил аудиоспектакль по рассказу К. Булычёва «Можно попросить Нину?» (2020).
-
Филипп Гуревич
Окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (мастерская Д. Кознова) в 2009 году и режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская О. Кудряшова) в 2018 году. Как актер работает в театре «Практика» и ЦИМе. В числе актёрских работ — роли в спектаклях М. Горвиц «Золушка» и Г. Добрыгина «youtube / в полиции» (театр «Практика»), спектакле П. Стружковой «За белым кроликом» (ЦИМ).
Режиссёрские работы: «Ганди молчал по субботам» А. Букреевой («Школа современной пьесы», 2019), «Светит, да не греет» А. Островского (Театр им. Ермоловой, 2019), «Белые кораблики» по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат» и книге «Детская книга войны. Дневники 1941-1945» (Театр на Соборной, Рязань, 2020), «Мам, а кто это на фото?» (проект театра «Современник» и фонда «Дом с маяком», 2021). Филипп Гуревич активно участвует в различных лабораториях и фестивалях.
-
Мурат Абулкатинов
В 2013 году окончил Театральный институт СГК им. Л. Собинова по специальности «Артист театра кукол». Работал в Саратовском театре кукол «Теремок» (2013-2014), в Московском театре кукол (2014-2015), в театре «Открытая сцена» (Москва, 2015), актёром и режиссёром Саратовского муниципального театра «Версия» (2015-2017). В 2017 году поступил на режиссёрское отделение ГИТИСа (мастерская С. Женовача).
Режиссёрские работы: «Про мою маму и про меня» Е. Исаева (Арт-центр «Vinyl», Москва, 2015), моноспектакль «Я не помню тебя отдельно» по произведениям А. Пушкина и М. Цветаевой (СГК им. Л. Собинова, Саратов, 2015), «Золушка» Ж. Помра и «Финист ясный сокол» Н. Коляды (театр «Версия», Саратов, 2017).
Участвовал в VII Театральном фестивале им. Н. Рыбакова (Тамбов, 2013), в X Международном фестивале-школе «Территория» (Москва, 2015), в Фестивале-лаборатории «За! Текст» (Екатеринбург, 2016). Лауреат областного фестиваля «Золотой Арлекин» (номинация «Дебют», Саратов, 2018) за режиссуру спектакля «Золушка» в Саратовском театре «Версия».
-
Катерина Пилат
В 2021 году окончила ГИТИС (мастерская Л. Хейфеца). Пока в списке её режиссёрских работ спектакли «Глава 13» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Москва) и «Генрих + Я» по рассказу И. Бунина «Генрих» (театр «Угол», Казань).
-
-
Итоги
Итоги X Лаборатории «ВЕШАЛКА. Трудные темы в театре для детей и подростков»:
«Юбилейная лаборатория на трудную тему», сайт театра, 16.10.2021
Публикации:
«Нет смерти для...», А. Гончаренко, интернет-журнал «Недоросль», 20.10.2021
«Дети без мира взрослых табу», А. Шаклеева, «Петербургский театральный журнал» (блог), 22.10.2021
«Все умрут, а я останусь», «Летающий критик», Т. Тихоновец, 4.11.2021
-