"Золотая Маска" представит конкурсные спектакли и спецпрограммы
02 марта 2013
Первые конкурсные спектакли фестиваля показали еще в январе и феврале, но основной массив событий крупнейшего российского театрального смотра традиционно приходится на март и первую половину апреля. За полтора месяца "Золотая Маска" покажет около семидесяти музыкальных и драматических спектаклей.
Девятнадцатый театральный фестиваль "Золотая Маска" представит на различных московских площадках несколько десятков спектаклей из России и из-за рубежа в рамках конкурса и программ "Новая пьеса" и "Маска плюс", сообщили в пресс-службе фестиваля.
Первые конкурсные спектакли фестиваля показали еще в январе и феврале, но основной массив событий крупнейшего российского театрального смотра традиционно приходится на март и первую половину апреля. За полтора месяца "Золотая Маска" покажет около семидесяти музыкальных и драматических спектаклей.
Церемония награждения лауреатов "Золотой Маски — 2013" состоится 16 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Двум составам жюри — драматическому под руководством режиссера, худрука Александринского театра Валерия Фокина и музыкальному во главе с дирижером, худруком Таллинской филармонии Эри Класом — предстоит определить победителей в 33 номинациях.
"Новая пьеса": вопросы к прошлому и настоящему
Программа "Новая пьеса" уже стала традицией фестиваля: программа собирает самые интересные, подчас рискованные и спорные события, связанные с современной драматургией, с новыми подходами к работе театра. География "Новой пьесы" — Россия, Польша, Прибалтика.
Первым спектаклем "Новой пьесы" станет зарубежный опыт московского режиссера Константина Богомолова — 3 и 4 марта на сцене Центра им. Мейерхольда покажут спектакль "Ставангер" латвийского театра из Лиепае. В основе спектакля, в отличие от предыдущих работ режиссера, базировавшихся на классике, лежит современная пьеса — текст Марины Крапивиной, рассказывающий о женщине, уехавшей в Норвегию устраивать личную жизнь.
В афише "Новой пьесы" несколько спектаклей по пьесам современных российских авторов: Семен Александровский 5 марта на сцене Центра им. Мейерхольда покажет свою версию пьесы Вячеслава Дурненкова "Ручейник", которую поставил в Новосибирском театре "Старый дом", а из Петербургского ON.театра привезут "Кеды" в постановке Алексея Забегина по пьесе Ольги Стрижак о хипстерах (9 марта, театр.Doc).
Документальный театр, основанный на технике verbatim, связанной со сбором интервью с героями спектакля, появился в России на рубеже двухтысячных. Сейчас это одно из ведущих направлений современного театра, кочующее из маленьких экспериментальных подвалов на большие сцены государственных театров. В "Новой пьесе" 2013 года участвует спектакль из Красноярского ТЮЗа "Подросток с правого берега" в постановке Романа Феодори: история о молодых людях, живущих в не самой благополучной зоне города (4 марта, Театр имени Пушкина).
Помимо российских спектаклей, в рамках "Новой пьесы" покажут несколько зарубежных работ, в частности, польский спектакль "Наш класс" по нашумевшей пьесе Тадеуша Слободзянека — история о поляках и евреях, выросших вместе в местечке Едвабне, печально известном еврейским погромом и массовым убийством в 1941 году. Спектакль покажут 8 марта на сцене московского ТЮЗа. Театр на улице Гертрудес из Риги привезет спектакль "Легионеры" с жанровым определением "дискуссия с дракой". В основе "Легионеров" — история о выдаче бежавших в Швецию в 1945 году легионеров Советскому Союзу.
Помимо спектаклей, "Новая пьеса" — это еще и дополнительные события: впервые 5, 6 и 7 марта на сцене Центра им. Мейерхольда и театра.Doc пройдет фестиваль "Перепост", в рамках которого семь московских режиссеров представят читки пьес из Великобритании, Германии, Финляндии, Чехии, Мексики и Канады, темы которых актуальны для России.
"Маска плюс": театр на ферме
"Маска Плюс", из года в год знакомящая театралов с интересным театром России и зарубежья, откроется 11 марта на сцене РАМТа показом барочной оперы-драмы "Агриппина" Владикавказского театра оперы и балета, а продолжится "Грозой" из Костромы — 14 марта в Театре наций покажут версию известной пьесы Островского в постановке режиссера Сергея Кузьмича, который вместе с художником Еленой Сафоновой тщательно воспроизвел на сцене быт современной провинции.
Одним из самых заметных событий внеконкурсной программы "Маски" обещают стать гастроли театра из Массачусетса Double Edge. Уникальна сама история этого коллектива — театр купил молочную ферму, теперь здесь настоящая лаборатория, где живут, учатся, придумывают спектакли актеры и режиссеры. Спектакль "Гранд Парад", который покажут на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда 17 марта, сочинялся режиссером Стейси Клейн и композитором Александром Бакши два года — это своеобразная попытка сочинить мифологию двадцатого века, отталкиваясь от образов, созданных Марком Шагалом.
Режиссер Анатолий Праудин покажет спектакль "Школа" (22 марта, Центр им. Вс. Мейерхольда), совместный проект театра-фестиваля "Балтийский дом" и "Экспериментальной сцены". Спектакль, в основе сюжета которого — подготовка к праздничному выступлению самодеятельного школьного ВИА, основан на беспощадных, смешных и болезненных воспоминаниях о подростковых годах самих актеров.
Конкурс: больше эксперимента
Конкурсную программу "Золотой Маски" начнут показывать с 11 марта, когда Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко покажет "Сильфиду", претендующую на "Маску" в номинации "Балет". Конкурентами "Сильфиды" станут еще восемь спектаклей, среди которых Петрозаводская "Золушка", Amore Buffo из Екатеринбурга, "Роден" Театра балета Бориса Эйфмана, "Сон в летнюю ночь" Мариинки.
За "Маски" в области драматического искусства большой формы в этом году будут бороться девять спектаклей из четырех городов. Помимо московских спектаклей ("Год, когда я не родился" Константина Богомолова, "Маленькие трагедии Пушкина" Виктора Рыжакова, "Пристань" театра им. Вахтангова и "Таланты и поклонники" Театра им. Маяковского), которые можно было посмотреть в течение прошедшего сезона, у столичных театралов есть возможность посмотреть спектакли-события из других городов. Второго апреля в Театре им. Пушкина покажут спектакль "Ленька Пантелеев. Мюзикл" — спектакль Максима Диденко и Николая Дрейдена о легендарном бандите эпохи НЭПа. Сценографию для спектакля придумал Павел Семченко из "АХЕ", а помимо основного сюжета в спектакле из Петербурга разворачивается сюжет театральный, связанный с диалогом с традициями Брехта и Мейерхольда.
Другой участник конкурса — спектакль Евгения Марчелли "Без названия" из Ярославской драмы. Раннюю пьесу Чехова режиссер превратил почти в фарс, в центре которого мощная работа Виталия Кищенко, сыгравшего кумира всех уездных женщин учителя Платонова.
Конкурс в номинации "малая форма" примечателен тем, что здесь много спектаклей, которые раньше бы оказались в номинации "Эксперимент". Вливание свежих сил в основные номинации главной театральной премии России, которую не раз упрекали в консервативности, говорит о тенденции к обновлению. Среди претендентов на "камерную" маску — спектакль одного из главных молодых авангардистов Дмитрия Волкострелова. "Злую девушку" питерского ТЮЗа и театра POST по пьесе Павла Пряжко покажут 4 апреля в помещении школы Photoplay. Помимо этого, в конкурсе — спектакль Дмитрия Крымова "Горки-10" и "Двое в твоем доме", документальный спектакль театра.Doc о домашнем аресте белорусского оппозиционера Некляева.
За "Маску" в малой форме также поборются "Лир" Константина Богомолова, "Август. Графство Осейдж" Марата Гацалова, "Дураки на периферии" по А. Платонову Камерного театра Воронежа, спектакль Олега Рыбкина "Путешествие Алисы в Швейцарию" из Красноярска.
Еще одной традицией "Маски" стала рубрика "Легендарные спектакли и имена": в этом году в Москву привезут спектакль "Вещь Штифтера" Хайнера Геббельса, знаменитого европейского авангардиста, чьи проекты отличаются философичностью и образностью. Показы пройдут 22, 23 и 24 марта в Школе драматического искусства на Сретенке.
РИА "Новости", 02.03.2013 г.
Фото Владимира ВЯТКИНА и Виталия НИКИТИНА