«Золотая маска» начинает с «Новой пьесы»

28 февраля 2013

Кураторы проекта собрали актуальные тексты, задевающие острые вопросы современности

zax_0386.jpg476«Золотая маска» год от года прирастает новыми программами и проектами. Несколько лет назад она приютила под своим крылом смотр современной драматургии «Новая пьеса». В этом году внутри фестиваля зародилась еще одна новая программа, «Перепост», представляющая читки современных иностранных пьес.

Кураторы проекта постарались собрать актуальные тексты, задевающие острые вопросы современности: национализм и фундаментализм, религиозное сектантство и терроризм, деградацию общества и приспособленчество, цензуру и опасности журналистской работы. Всё то, что присутствует в нашей с вами жизни не в меньшей степени, чем на Западе, но редко становится сюжетом для отечественных драматургов. Как, впрочем, и болезненные эпизоды истории, которые не перестают волновать театры, скажем, Польши и Латвии.

Варшавский Театр на Воли покажет на «Маске» спектакль «Наш класс», который рассказывает о братоубийственной ненависти, разделившей вчерашних однокашников в 1941 году. А рижский Театр на улице Гертрудес — «Легионеров», театрализованную дискуссию по поводу скандального исторического факта — выдачи Советскому Союзу бежавших в Швецию солдат, завербованных гитлеровской армией.

Еще один коллектив из Латвии, Лиепайский театр драмы, привезет на фестиваль спектакль Константина Богомолова «Ставангер» по пьесе Марины Крапивиной. Уставшая от тягот русской жизни героиня пытается уехать «замуж» в благополучную Норвегию. Но вожделенная заграница оказывается совсем не идеальной. Герои спектакля обитают, словно рыбы, в стеклянном аквариуме, куда забыли налить воды. А режиссер Богомолов исследует их поведение со свойственной ему беспристрастностью энтомолога.

Стремление нащупать и понять мироощущение современных молодых людей, выросших в эпоху крушения всех систем и идеалов, — главная тема нынешнего фестиваля. Тут каждый идет своим путем. Например, актеры красноярского ТЮЗа в спектакле «Подросток с правого берега» вышли на улицы с диктофонами, чтобы зафиксировать голос поколения документально.

Основоположник новой драмы и главный пропагандист метода «вербатим» Михаил Угаров, наоборот, вернулся к классике и поставил в Центре драматургии и режиссуры, где когда-то шел его знаменитый «Облом-off», свою версию лермонтовского «Маскарада», пытаясь представить, как может выглядеть драма оскорбленной чести сегодня.

Но пожалуй, лучше всех уловить нерв эпохи удалось Любови Стрижак: в пьесе «Кеды» она описала героя нашего времени — безалаберного 20-летнего хипстера, который понятия не имеет, куда жить дальше. Этот текст недавно был поставлен в московской «Практике», а на «Маске» будет показан совместный спектакль Лаборатории «ON. Театр» и «Этюд-театра» из Петербурга.

Самым авангардным спектаклем «Новой пьесы» можно назвать постановку Дмитрия Волкострелова «Я свободен», где вообще нет ни актеров, ни действия. Режиссер выходит на сцену с компьютером и показывает слайд-шоу из разрозненных фотографий, сделанных минским драматургом Павлом Пряжко. Из этого калейдоскопа случайных бытовых кадров каждый зритель волен вычитать и сложить свою собственную историю.

Фестиваль завершится «Конкурсом конкурсов». Из двенадцати пьес, лауреатов разных драматургических премий — от «Евразии» до «Любимовки», будут выбраны три лучшие.

Марина ШИМАДИНА
"Известия", 28 февраля 2013 г.
Фото ИЗВЕСТИЯ/Игорь Захаркин