Жанна Коняева: "Люблю играть!"

08 августа 2001

zhanna-konyaeva.jpg531Жанна Коняева появилась в труппе Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина сравнительно недавно - в 1999 году, однако роли, сыгранные Жанной Коняевой за это время, позволяют говорить о том, что в театр пришла актриса, способная занять в коллективе одну из ведущих позиций. И кажется, сыграно-то не так уж много, но все роли - главные, и в каких спектаклях! "Алиса в Стране Чудес", "Кто боится Вирджинии Вулф?", "Чужой ребенок", "Ма-Муре". И те, кто видел Жанну в классической "Вирджинии Вулф" или в последней по времени "Ма-Муре", поймут, что сказанное выше - не просто слова.

Родом с Урала, Жанна Коняева два года подряд поступала в Щукинское училище в Москве, вначале приглянулась набиравшему курс актеру театра-студии "Человек" Владимиру Владимировичу Иванову. Однако с первой попытки не сложилось. Жанна приехала на следующий год, ей предложили поступить к Иванову на второй курс, однако Коняева почему-то отказалась...

- Что ж так?

- Молодая была, глупая! И сейчас смотрю на это событие и думаю, что все могло быть иначе. Вот никто мне не подсказал. Я же сразу после школы приехала, как говорится, без царя в голове. С Урала - в Москву! Букву "Р" не умела выговаривать, у логопеда занималась. На самом деле, проблем у меня было много. Наверное, тогда трудно было поверить, что из меня что-то получится. После Москвы был Челябинск, где в институт меня взяли без всяких экзаменов. И появилась возможность получить две специальности - у меня ведь два диплома: один - актерский, а второй - по пластике. Когда-то мечтала стать балериной - не сложилось. В институте же была сильная хореографическая кафедра...

- В Красноярске еще не приглашали преподавать - актерское мастерство или пластику?

- Нет, я не хочу! Хочу играть, танцевать, а чтобы что-то ставить... Конечно, мне это интересно, но делать своей работой не хочу. Для драматической актрисы я неплохо танцую, а чтобы профессионально - не то. Люблю играть!

- Как вы попали в Красноярский ТЮЗ?

- Меня пригласил Мочалов. Я работала в Челябинском драматическом театре имени Цвиллинга, у меня в репертуаре было пять спектаклей: три сказки и два вечерних спектакля. В Челябинске очень большая сцена, а я была там такая маленькая-маленькая. Играла не очень интересные для меня в то время роли. Но, наверное, начинать с них неплохо - играла в "Семейном портрете с посторонним", в "Детях Ванюшина" Аню, Мальвину и прочие штучки-дрючки.

- То есть Алиса не стала для вас чем-то неожиданным?

- Конечно, нет! Это было легко, а с другой стороны, такая сложная сказка, и палитра всего, что нужно передать - она и ребенок, и взрослая. Может быть, роль не совсем удалась, и внутреннего удовлетворения от сделанного у меня нет. Мне кажется, спектакль получился немножко странный. Хотя для театра это большая работа, не каждый театр подобное осилит. Мочалов пригласил меня в ТЮЗ на "Снегурочку" Островского. Хотя раньше меня не видел, но рискнул и взял. Но так получилось, что я приехала, а он уехал. И я с ним даже не поработала.

- Сколько вы пробыли в ТЮЗе?

- Четыре года. Застала там Берзина, и очень благодарна ему за все, что он для меня сделал, за те невероятные знания, которые он мне дал. И самые серьезные работы в ТЮЗе я, конечно, сделала при Берзине - "Счастливая уловка", "Сваха". Начинала репетировать Джульетту в трагедии Шекспира - проекте, грант на который выиграл Берзин. Спектакль был уже собран, даже сделали актерский прогон, без декораций, на условной площадке. И началось! Его стали убирать, закрывать проект, и роль осталась неосуществленной. Берзин уехал, но отношения мы поддерживаем до сих пор: мне очень интересно его творчество.

- Вы покинули ТЮЗ после ухода Берзина?

- Да, много актеров уехали...

- Кто вас пригласил?

- В театре Пушкина уже был Бельский. Даже не знаю, как это произошло. На самом деле, у меня было очень пессимистическое настроение, а с другой стороны, я получила невероятную свободу, потому что поняла: когда мне становится неинтересно, могу собрать чемоданы и уехать, чтобы что-то искать. Думала: уеду в Москву к бабушке, буду ходить в театры, смотреть, может быть, где-то покажусь, опять же, Берзин там... Вдруг меня зовут в театр Пушкина... Конечно, этот театр мне всегда очень нравился прекрасными актерами, удивительным ансамблем. Режиссеры приходят и уходят, а труппа в любом случае живет - при любом лидере. Бесспорно, для меня это новая ступенька. И мне это нравится. Хочу, чтобы здесь роли у меня получались, чтобы я была нужна.

- После "Алисы" была "Вирджиния"!

- Очень люблю этот спектакль! Мы настолько тяжело его вместе создавали - с режиссером, с прекрасной художницей, - и, кажется, получился очень достойный спектакль. Мы возили его в Иркутск, и нам сказали: вы - актеры европейского уровня. Возможно, это громкие слова, поскольку нам не с чем сравнить, но недавно мы посмотрели спектакль "Современника", показанный на канале "Культура". Принесла кассету наша поклонница и сказала: "Посмотрите и поймите, насколько вы хороши!" Конечно, надо сделать скидку на то, что они играют это очень давно, но наш спектакль мне нравится больше. Большое наслаждение мне доставляет слушать текст Эдварда Олби, видеть, что происходит на сцене.

- Как вы думаете, играют ли сейчас актеры, что называется, на разрыв, или читая, скажем, монолог Гамлета, исполнитель думает о домашних проблемах или бутылочке холодного пива?

- Конечно, играют! Убеждена: если ты не тратишься, если не вкладываешь в роль свою личную боль, тогда это просто не долетит до зрителя. Можно играть с холодным носом, чисто технически исполняя какой-то рисунок, можно это делать очень виртуозно, и это будет интересно, но это иной театр. Мне ближе театр, где актеры по-настоящему тратятся. Не отдав - не получишь. И в театре Пушкина есть актеры, отдающие своей профессии все сердце. Лично я хочу быть загруженной до предела...

- Думаю, четыре главные роли за два года - очень прилично?

- Грех жаловаться и роптать на судьбу.

- Не было мысли поставить собственный моноспектакль?

- У меня есть совершенно бредовая идея, которую еще ясно сформулировать не могу, поэтому до конца высказывать ее не стану. Очень люблю Пушкина. Я еще работаю в детском доме "Иван да Марья", люблю заниматься с детьми. Занимаюсь с ними танцами. Самые старшие - в первый класс пойдут. У меня собралась коллекция детских рисунков о Пушкине. Все получается случайно: они ко мне приходят, остаются, рисуют, и у меня собралась маленькая коллекция. Люблю "Евгения Онегина". Когда-то читала его, у меня была программа, и хочу не просто сделать моноспектакль - он может быть таким странным, чтобы там была проза, например, Цветаевой, на тему этого произведения. Хочется смешать ритм и мелодику стихов и прозы. Может быть, из этого когда-нибудь что-то и получится? А совсем недавно открыла для себя совершенно удивительное. Мы поехали в Иркутск на гастроли, и наши мальчишки ставили капустник, в котором им нужен был Пушкин. И кто-то сказал: "Давайте Жанну сделаем Пушкиным!" И когда на меня надели парик, приклеили бакенбарды, я вдруг увидела юного Александра Сергеевича! Так была удивлена! Сыграла Пушкина на капустнике, затем в Красноярске на открытии сезона выскочила Пушкиным - Лариса Малеванная упала: "Жанна, вы мне так понравились в этой роли!"

- Как воспринимают в труппе ваши успехи?

- Чувствую, что меня любят. И мне хорошо. Не потому, что я такой человек, которого нельзя не полюбить: я разная бываю - и скандальная, и капризная, как все артистки. Тем более - женщины. Если же в театре будут плестись какие-то интриги, - никакого творчества не будет.

Сергей ПАВЛЕНКО
"Сегодняшняя газета" № 115, 8 августа 2001 г.