Запасы замыслов
12 сентября 2019
В Красноярском ТЮЗе завершился «Арт-маркет» — беспрецедентный с точки зрения театрального менеджмента эксперимент, инициированный художественным руководителем Романом Феодори и директором Наталией Кочорашвили. «Арт-маркет» — открытый конкурс творческих заявок на создание детского спектакля большой формы. Конкурс впервые проходил в два этапа с 15 апреля по 9 сентября 2019 года совместно со Всероссийским фестивалем-лабораторией «Колесо», учрежденным СТД РФ и РАМТ.
«Арт-маркет» — своего рода ярмарка творческих вакансий, только не соискатели ходят по работодателям, а наоборот. За два дня директорам региональных театров со всей страны (от Владивостока и Хабаровска до Нягани и Твери) было представлено 12 презентаций готовых к реализации спектаклей большой формы для детей и подростков 5–12 лет. В числе участников — как уже прозвучавшие имена молодых режиссеров (Иван Комаров, Александра Ловянникова, Тимур Шарафутдинов, Мария Литвинова), так и новые лица недавних выпускников театральных вузов (ГИТИСа, РГИСИ, Института им. Б. Щукина).
«Арт-маркет» принципиально отличен от привычных лабораторий в региональных театрах. Вместо приблизительного эскиза конкретно для этого театра по тематически отобранному материалу режиссер представляет свободный замысел проекта, готового к постановке на большой сцене любого театра. Очень продуманный, по-европейски четко организованный, «Арт-маркет» в Красноярском ТЮЗе дает полезный продюсерский опыт сразу всем участникам. Художникам, часто оторванным от реалий провинциального театра для детей, предлагается подойти к своему замыслу, как к бизнес-идее, и рационально «упаковать» ее в конкретные параметры и цифры — бюджет на реализацию и гонорары, фактуры материалов, размеры сцены, авторские права на драматургию, целевая аудитория и проч. Директорам театров предоставляется возможность качественного обновления репертуара постановками на выбор, которые сами по себе могли бы там никогда не появиться и сторонними силами уже собраны «под ключ» режиссером с укомплектованной постановочной командной.
Создатели «Арт-маркета» намеренно не ограничивали фантазии режиссеров фиксированными критериями презентации. Кроме возраста потенциальной аудитории (плюс/минус 6 лет) и ориентации на большую форму — полная свобода. Оттого программа смотра получилась крайне разнообразной. По своей форме заявки режиссеров разделились на: цельный сценический эскиз как фрагмент будущего спектакля; представление ощущенческого образа, атмосферы будущего спектакля (ассоциативный видеоряд, стендап-шоу, музыка, текст на тему); слайд-презентация с подробной проработкой костюмов, чертежей сценографии, материалов. Здесь сама форма презентации, персональные коммуникационные способности подчас говорили о режиссере больше, чем поставленный им литературный материал. И у директора тоже полная свобода: выбрать режиссера, с представленной заявкой или без нее, как отдельную творческую личность для другой постановки в своем театре.
Стоит отдать должное организаторам, из ста заявок отобравшим наиболее неожиданный для детского театра материал. Так, в скором времени в репертуаре российских тюзов могут появиться «Гарантийные человечки» Эдуарда Успенского как антимилитаристский спектакль (София Капилевич), научно-фантастическое визуальное шоу с элементами цирка по книге Билла Брайсона «История всего на свете» (Мария Литвинова), барочное полотно с аллюзиями на мировую художественную культуру «Синяя птица» (режиссер Иван Комаров и художник Александра Новосёлова), история Фриды Нильсон про социальное аутсайдерство «Меня удочерила горилла» (Анна Бессчастнова) и даже спектакль по мотивам культового фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин E.Т.» (Георгий Сурков).
Механизм дальнейшей реализации проектов прост: директорам региональных театров предоставляется сформированная Красноярским ТЮЗом база данных творческих заявок (включая те, что не были представлены на «Арт-маркете»), и они могут выходить на деловые переговоры с постановочными командами напрямую. Несколько режиссеров получили предложение о сотрудничестве от конкретных театров сразу же после презентации. Важно, что база данных «Арт-маркета» скоро будет доступна всем заинтересованным театрам. Красноярский ТЮЗ нацелен на долгосрочные перспективы проекта и берет на себя обязательства пополнять и развивать этот ресурс для всего театрального сообщества.
Эксперимент Красноярского ТЮЗа качественно обновляет сам формат режиссерской лаборатории, за 15 лет своего существования в практике театра изрядно поизносившийся. На первом опыте «Арт-маркета» становятся очевидными нюансы, которые полезно учесть и организаторам других лабораторий: критерии отбора участников, обязательные составляющие презентации проекта; статистику совпадений запроса режиссера и возможностей регионального ТЮЗа. Так, к примеру, в совместном диалоге опытных директоров и молодых режиссеров стало ясно, что будет рациональнее группировать презентации по конкретным размерам сцены и по точному возрасту целевой аудитории. Кроме того, давно сложившийся успешный тандем директора Кочорашвили и худрука Феодори демонстрирует иной уровень сознания людей театра, способных выйти за границы собственной «кухни» и мыслить категориями развития профессиональной среды вообще, расширяя зону личной ответственности на города и регионы.
«Лемони Сникет: 33 несчастья» Т. Шарафутдинова.
Фото — М. Денёва.
Самая главная и потрясающая особенность проекта — Красноярский ТЮЗ выделяет призовой фонд региональным театрам для воплощения замысла, который он выберет на «Арт-маркете». Это говорит об эволюции и самого ТЮЗа. От статуса одного из самых прогрессивных молодежных театров страны он переходит в новое качество — межрегионального ресурсного центра, действенно стимулирующего развитие театра для детей и молодежи в России.
блог Петербургского театрального журнала, М. Денёва, 11.09.2019