За актёром на край света
27 августа 2021
Нестрого говоря, ЛК открылся два года назад материалом, в котором мы и другие авторы предлагали полететь на край света за полюбившимися спектаклями. Скоро свои сезоны откроет большинство театров. И теперь мы решили рассказать об актерах, работающих в отдаленных и не очень регионах. Потому что если режиссеры люди мобильные и искусство их от географии часто не зависит, то актеры могут всю жизнь проработать в одном театре и так и не быть открыты большим театральным миром. А это неправильно. В каждом городе есть свои большие артисты, и за ними действительно надо ехать, а не ждать, когда случай приведет.
Мы предложили критикам из разных городов России выбрать троих актеров, оказавших на них сильное впечатление, и объяснить, в чем именно это впечатление. Пусть для вас это станет двойным свиданием/знакомством. Потому что любая сильная эмоциональная реакция рассказывает не только о том, кто ее вызвал, но и о том, в ком она произошла.
Владислава Куприна
Марина Бабошина, Красноярский театр юного зрителя
Когда в «Снежной королеве» Герда Марины Бабошиной отправляется за своим Каем, мы понимаем, что дело плохо. Что у нее, такой маленькой и хрупкой, такой беззащитно-открытой, нет и не может быть никаких шансов, что эта затея ей совершенно не по плечам, что она погибнет в снегах, в болотах, что не дойдет. Но вместе с этим мы твердо понимаем, что у мира есть надежда и она, возможно, последняя. Потому что Бабошина есть и будет быть, как оловянный солдатик, как дозорный, у которого за спиной — своя правда, своя боль, своя любовь, будет идти через любой снег, отстаивая свою крошечную зону света и ясности, сражаясь за нее.
В героинях Бабошиной есть банальная простая истина — люди светлы, нельзя делать зло, надо любить, надо сострадать. И она растворена в них, в крови, в глазах, в пластике, она настолько неотделима от них самих, что обретает какие-то невероятные силу и убедительность. Невозможно не верить, что есть добро, если видишь, как играет Бабошина, — настолько глубоко оно прорастает из нее, настолько глубоко она прорастает из него.
М. Бабошина в спектакле «Снежная короева». Красноярский ТЮЗ
Но, несмотря на все это, Бабошина вовсе не защищена от боли. Она не живет в каком-то закрытом раю, у ее веры в человеческое нет никаких гарантий, нет, она живет в том же мире, что и мы, она совершенно земная, она знает о смерти, страдании, страхе. Но все равно каждый раз не верит, что бывает смерть, бывает страдание. Долли Бабошиной знает о чужой боли, кажется, больше, чем о своей, — она ни на секунду не выключает из эмпатии других и всегда рядом с каждым. А когда речь о ней — она будто стесняется говорить о своем, помещая себя и свое «я умираю» в бесконечный ряд чужой скорби, ставя себя через запятую между другими, которые — ей — всегда ценнее. Потому что может быть только так, и никак иначе.
Оксана Кушляева
Елена Кайзер, Красноярский театр юного зрителя
За актрисой Кайзер действительно можно и нужно поехать на край света, а именно в Красноярский театр юного зрителя, на сцене которого она и играет. Для начала посмотрите на ее Снежную королеву в одноименном спектакле Романа Феодори. Там Кайзер существует в графичной молчаливой статике и только одним своим присутствием на сцене замораживает, вселяет смертельный ужас. Редко встретишь актрису, которая может, не делая почти ничего, быть на сцене настолько значительной, что сразу веришь: перед тобой нечеловеческое существо. Но только решишь, что холодные властные персонажи, царствующие на больших сценах, и есть суть актрисы Кайзер, как она в условном остром рисунке представит обыкновенную девочку-подростка Машку, всеми доступными средствами требующую, чтобы мир заметил и признал ее уникальность. Здесь Кайзер-актриса не растворяется в персонаже, а словно выполняет его желание: с вниманием и эмпатией исследует характер этой как бы обыкновенной девочки из пьесы Марии Конторович «Мама, мне оторвало руку».
Е. Кайзер в спектакле «Мама, мне оторвало руку». Красноярский ТЮЗ
Ее же взрослая Алиса из спектакля Даниила Ахмедова «Алиsa» сначала кажется такой же устрашающе холодной, как Снежная королева, но ее сомнамбулический бег или же падение в бесконечную кроличью нору соединяется с детской растерянностью перед жизнью. Алиса — взрослая, и все же она потерялась, как маленькая девочка. Она большая и одновременно — совсем крошечная, незаметная, неважная. Художник Даниил Ахмедов решает в своем спектакле эту метафору визуально, а Елена Кайзер эти кэрролловские метаморфозы делает природой своей героини.
Благодаря удивительной пластичности и изменчивости кажется, что нет роли, с которой бы не справилась Кайзер. В каждой из своих театральных ипостасей она убедительна, и трудно поверить, что это всего лишь одно из возможных лиц актрисы.
В общем, если соберетесь на край света за Еленой Кайзер, надо ехать не меньше чем на неделю и смотреть ее на большой и малой сцене, в спектаклях Феодори, Ахмедова, Бетехтина и других режиссеров.
Полный текст матириала читайте по ссылке «Летающий критик», 26.08.2021