«Язык мира» – фестиваль-лаборатория искусства для детей
30 октября 2017
С 6 по 16 октября в Красноярске проходил II Фестиваль юного зрителя «Язык мира». Это большой праздник искусства для детей, который устроил Красноярский ТЮЗ при поддержке Министерства культуры Красноярского края и Фонда Михаила Прохорова. Фестиваль «Язык мира» представляет лучшие спектакли, книги, художественные и анимационные фильмы, адресованные юным зрителям. В его программе много событий: спектакли, литературные чтения, театральная лаборатория, кинопоказы и творческие встречи.
Мария Муат, режиссёр-мультипликатор, руководитель анимационной студии «Пчела», Заслуженная артистка России: «Отлично, что фестиваль «Язык мира» мультижанровый. В принципе, когда встречаются люди смежных специальностей, которые живут примерно одними и теми же задачами, им всегда интересно обмениваться информацией, идеями. Это очень вдохновляет. А главное, это хорошо для детей. Они видят какой-то срез того, что для них делается в искусстве, – в театре, в кино, в мультипликации. Мне кажется, это замечательно».
В этом году темой фестиваля стали сказки во всём их многообразии. Четыре российских театра привезли в Красноярск красивые и мудрые сказки, рассказанные современным театральным языком. Зрители увидели спектакли «Далеко – далеко» по мотивам сказки «Дикие лебеди» Санкт-Петербургского Большого театра кукол и «Сказку о рыбаке и рыбке» Томского театра куклы и актёра «Скоморох» им. Р. Виндермана. Екатеринбургский ТЮЗ показал на фестивале андерсеновскую «Русалочку» – зрелищную и возвышенную постановку красноярской творческой команды (режиссёр Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов и композитор Евгения Терёхина). Настоящей кульминацией фестиваля стал музыкальный спектакль «Маленький принц» Московского губернского театра. Философскую сказку А. де Сент-Экзюпери исполнил Сергей Безруков вместе с Красноярским симфоническим оркестром, которым руководил главный дирижер Губернаторского оркестра Московской области Сергей Пащенко.
Спектакль Екатеринбургского ТЮЗа «Русалочка», II Фестиваль юного зрителя «Язык мира», фото Оксаны Батуевой
Сергей Безруков, художественный руководитель Московского губернского театра, Народный артист России: «Я не раз бывал в Красноярске, но впервые приехал на Фестиваль юного зрителя «Язык мира». Его идея мне очень близка. Убеждён, что искусство для детей, театр для детей требует особого внимания. Для детей нужно делать ярко. Современные дети искушены кино и анимацией. Их нужно удивлять не только актёрским мастерством, но и зрелищем, которое будет настолько незабываемым, что они захотят приходить в театр вновь и вновь. Для меня очень важно участие в фестивале «Язык мира», потому что здесь есть очень хорошее движение, хороший, живой интерес».
В программе «Языка мира» были и постановки Красноярского театра юного зрителя. Хозяева фестиваля показали феерию «Алиsа» по сказкам Л. Кэрролла и премьерные постановки предыдущего сезона: «Зелёную Птичку» К. Гоцци, «Мух» Ж.- П. Сартра и сказку из бурятского эпоса «Верблюжонок». Кстати, «Верблюжонок» родился на предыдущем фестивале «Язык мира». Этот спектакль вырос из эскиза молодого бурятского режиссёра Сойжин Жамбаловой, принимавшей участие в театральной лаборатории.
Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «ВЕШАЛКА» проводится в Красноярском ТЮЗе с 2011 года под руководством известного театрального деятеля Олега Лоевского. Когда Красноярский ТЮЗ задумал Фестиваль юного зрителя, лаборатория стала обязательной частью его программы. Приглашенные режиссёры за несколько фестивальных дней создают эскизы спектаклей, показывают их зрителям и экспертам. Театральную лабораторию в рамках II Фестиваля «Язык мира» назвали «Сказочная ВЕШАЛКА». В ней участвовали четыре режиссёра из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Кишинева. Основой для всех эскизов послужили сказки.Эскиз спектакля «Ёжик в тумане», режиссёр Ирина Ткаченко,фото Антона Новосёлова
Лабораторные постановки режиссеры создавали в разных жанрах. Ирина Ткаченко из Перми – в первую очередь хореограф. Работая с артистами над эскизом спектакля «Ежик в тумане» по сказкам Сергея Козлова, она большое внимание уделила пластическому решению. Получилась красивая, смешная и трогательная история о настоящей дружбе.
Эскиз режиссера из Санкт-Петербурга Анны Ивановой-Брашинской «Крысолов» – это символический, метафоричный, предметно-пластический спектакль о нашествии некой тёмной силы, которую олицетворяли крысы. Важную роль в этом эскизе играли шорохи, скрипы, отрывки мелодий. Звуковую среду спектакля вместе с актёрами создавал музыкант-мультиинструменталист Владимир Ясинский.
Репетиция эскиза спектакля «Крысолов», режиссёр Анна Иванова-Брашинская,фото Оксаны Батуевой
В эскизе «Маугли» по мотивам произведений Р. Киплинга (режиссёр Дмитрий Акриш, Кишинев) на сцене было рассыпано двадцать мешков земли. В такой неординарной декорации разыгрывалась история взаимоотношений человеческого детеныша с обитателями джунглей. Жесткие современные ритмы сопровождали столкновения Маугли с Шерханом, бандерлогами и красными псами. Но все эти стычки показались детскими играми, после знакомства Маугли с миром людей.Эскиз спектакля «Маугли», режиссёр Дмитрий Акриш, фото Антона Новосёлова
Елизавета Бондарь (Москва) поставила эскиз музыкального спектакля-бродилки по произведениям П. Трэверс. У неё получилась очень необычная композиция, в которой сказка о Мэри Поппинс с песнями из популярного мюзикла М. Дунаевского переплетается с воспоминания самой Памелы Трэверс о её поездке в Советский союз в 1932 году.Репетиция эскиза спектакля «Мэри Поппинс», режиссёр Елизавета Бондарь, фото Дениса Зыкова
Роман Феодори, художественный руководитель Красноярского ТЮЗа: «По итогам лаборатории «Сказочная ВЕШАЛКА», скажу, что в ней участвовали интересные режиссеры. Предложенные ими формы работы с материалом весьма разнообразны, некоторые даже радикальны. Посмотрев эскиз Анны Ивановой-Брашинской, я понял, что сам не очень готов сразу воспринимать такую форму. Но она очень интересна и увлекательна. Что касается эскиза Дмитрия Акриша, то там есть какая-то брутальная режиссура, которая, может быть, нужна современному подростку. Мне очень понравилась история с Ежиком в постановке Ирины Ткаченко. Там потрясающе, работали актёры. И визуально эта работа, по-моему, сложилась. Такого спектакля - «бродилки», как «Мэри Поппинс» прежде не было у нас в театре. Мы осваиваем, конечно, разные пространства. Но такой опыт, как в эскизе Лизы Бондарь, у нас появился впервые. Актёры там тоже прекрасно существовали. Почти экспромтом Елена Кайзер спела несколько сложных песен. Даже вися над сценой, она ни разу не сбилась и не сфальшивила. Мне на лабораториях всегда был важен творческий поиск. Я убедился, что труппа в форме и есть режиссеры, с которыми можно продолжить сотрудничество».Обсуждение эскиза спектакля, фото Антона Новосёлова
Через год состоится очередной Фестиваль юного зрителя «Язык мира». И в Красноярском ТЮЗе уже начинают думать о его тематике, источниках финансирования и программе, в которую непременно войдёт театральная лаборатория «Вешалка». Уже известно, что в 2018 году она будет посвящена подростковой драматургии.
«Музыкальный журнал», октябрь 2017