Театр – яркое отражение жизни

07 июня 2018

Жителям Красноярска несказанно повезло – здесь есть много отличных театров. По этому признаку наш город-сибиряк без преувеличения можно назвать одной из культурных столиц. Драгоценной жемчужиной среди местных театров, безусловно, является Красноярский театр юного зрителя, который в последние годы неоднократно становился лауреатом престижных театральных фестивалей. В 2016 и 2017 году спектакли Красноярского ТЮЗа были трижды удостоены Российской национальной театральной премии «Золотая Маска».
img_3033.jpg975

Фото Натальи Мищик

Как возник этот культурный феномен? За каждым успехом стоят талантливые люди. И это не только творцы, но и руководители, менеджеры, создающие особые условия для осуществления самых смелых творческих замыслов. К когорте таких людей относится директор Красноярского ТЮЗа Наталья Кочорашвили — обладатель премии «За личный вклад в развитие культуры и искусства Красноярского края» и почётного титула «Человек года в области культуры» за 2017 год по версии журнала «Деловой квартал». Сегодня мы раскроем театральное закулисье, узнаем, в чём секрет популярности Красноярского ТЮЗа, и какую роль играет в развитии театра его директор.makl4910.jpg648

— Наталья Георгиевна, расскажите, с чего началась ваша профессиональная деятельность как арт-менеджера?

КИЦ

Образование у меня педагогическое — я историк-педагог. Эта профессия дала мне колоссальную базу, которая в работе любого руководителя очень важна и нужна: как нужно относиться к первоисточнику, умение анализировать события, правильно работать с документами, систематизировать информацию. Педагог — это наставник, который может эффективно организовать работу в команде. А директор — это человек, которой должен принимать важные стратегические решения, учитывая целый ряд факторов.

Я человек читающий. Спасибо моим родителям, которые с детства привили любовь к искусству и чтению. Поэтому тема интеллектуального досуга мне очень близка и всегда меня волновала. А когда ты взрослеешь, и у тебя появляются дети, то начинают одолевать страхи – как твой ребенок проводит свободное время, как окружение влияет на личность? Современная действительность очень подвижна и изменчива. Сегодня мы живем в век цифровых технологий, когда трёхлетний ребенок на «ты» с гаджетами и техническими средствами. Современные дети несколько по-другому воспринимают окружающий мир. Как приучить их читать книги, смотреть хорошее доброе кино? Как сделать так, чтобы дети полюбили развивающие умные произведения, которые дают возможность подумать, а не «убить время»? Эти вопросы меня будоражили на протяжении всей моей профессиональной деятельности, и тема интеллектуального досуга для детей стала для меня ключевой.

Уже в финале своего обучения в институте мы активно взаимодействовали с различными международными фондами — «Сорос», «Форд», «Британский совет». Участвовали в образовательных программах по всему миру. Я выбрала для себя определенные стажировки: арт-менеджмент и управление в сфере искусств. География была очень широкой — Америка, Англия, Польша, Бельгия, Голландия. Я смогла посмотреть, как в других странах организованы современное искусство, образование и массовая культура, как взаимодействуют эти сферы. Работая в КИЦе, мне захотелось для нашего зрителя создать такую же благодатную культурную среду. Из стажировок обратно мы привозили не только колоссальный опыт, «насмотренность», но и множество самых разнообразных связей, контактов. Именно тогда я освоила такой прекрасный навык, как работа в проектном режиме.

Со временем появилась возможность привозить людей, авторов, художников с мировым именем. У меня постоянно было ощущение долга: если у тебя была стажировка, ты должен оправдать свое обучение. Можно сколько угодно развиваться интеллектуально, быть широким человеком, но если у тебя нет за плечами определенной практики, то ты не сможешь состояться как хороший управленец. Мы остро нуждались в современных реальных проектах для простых людей.

Работа в Музейном центре с Михаилом Павловичем Шубским стала для меня основой профессионального развития. Я возглавляла образовательный отдел, в моем ведении было одиннадцать сотрудников, в том числе экскурсоводы и педагоги. Главной своей целью мы видели построение коммуникации со зрителем и привлечение большего количества посетителей в музей. Люди могли своими глазами увидеть сложное, порой непонятное современно искусство. Были созданы и внедрены программы взаимодействия со зрителем. В результате родилась концепция знаменитых «Музейных ночей». Этот проект станет флагманским для целого поколения молодежи, которая сформируется вокруг музейного центра.

muzejnaya-noch-vkus-zhizni.jpg301imgb-muzejka.jpg374

Музейная ночь «Вкус жизни» Музейная ночь «Я – машина»

Мы активно стали вовлекать в культурную жизнь наших зрителей. Они взаимодействовали со сложным экспозиционным пространством, активно преобразовывали его. Мы очень хотели создать современное искусство для людей. В противном случае это стало бы прерогативой узкого круга ценителей, искусством для самих себя. На тот момент у нас еще не было подобных практик, инструментов для понимания того, что происходило в сознании людей. Отсутствовали нужные образовательные программы. Понимания, что есть современный музей сегодня, также не было. Параллельно писалась новая концепция КИЦа. Она проходила массу дебатов, и мы в этом принимали самое активное участие. Профессиональным вызовом для Музейного центра стала биеннале. Проект принес славу нашему музею — приз совета Европы. О Красноярском крае узнали за пределами страны. Это был в определённом смысле прорыв. Но нужно было продолжать работать, и «Музейные ночи» стали следующей органичной формой коммуникации по расшифровке смыслов современного искусства. Этот проект стал флагманским для целого поколения молодёжи, для широкой аудитории, которая начала формироваться вокруг Музейного центра.

Конечно, планов переходить куда-то у меня не было. Я была безумно увлечена тем, что я делала: это и колоссальная практика, и прекрасная самореализация. Я человек пишущий, и на тот момент у меня уже был успешный опыт написания грантов. Я отвечала за эту работу в музее. Например, на создание детской музейной площадки финансирование мы привлекли благодаря грантовой системе. Эта идея, конечно, была подсмотрена в Европе и в Америке, где на каждый свободный метр приходится по детскому музею. Посещение зарубежных музеев — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе у детей, это подготовка будущего зрителя к более сложному погружению в искусство. Вот так возникла идея создания музея в музее. Мы написали грант для участия в федеральной целевой программе, рассчитанной на три года — придумали игровое образовательное пространство в музее для детей.

ДОМ КИНО

Затем я получила предложение от Красноярской городской администрации возглавить «Дом кино». Не было ясности, что делать с этим объектом, программа развития отсутствовала, параллельно присматривались другие руководители. Мне предложили разработать программу развития для этого учреждения, и я согласилась. На тот момент у меня уже созрело желание создать что-то свое, захотелось попробовать силы в качестве руководителя. Я понимала, что главная задача в КИЦе уже выполнена, там есть команда, которая продолжит начатое. К тому же, киноискусство меня всегда увлекало ничуть не меньше, эта сфера была мне интересна.

В нашем городе тогда не было андеграундной, альтернативной площадки для авторского кино, где современные режиссёры могут найти своего зрителя. Задача коммерческого кинотеатра — получить прибыль, а задача артхаусного кинотеатра — показывать интеллектуальное кино, сложные художественные произведения, экспериментальные работы. У нас были проблемы с рекламой, попросту не было финансирования. Но это нас не останавливало. Мы понимали, что для получения достаточного количества средств нужно продолжать работать в проектном формате. Мы смогли заинтересовать молодёжь и сформировать вокруг кинотеатра определенную аудиторию. Именно такой вектор развития я видела и воплощала на деле для этого учреждения.

100-letie-doma-kino,-2010-g..jpg648

100-летие Красноярского Дома кино

Со временем придумали концепцию второго этажа — Медиа-галереи, где молодые авторы могли показывать свои работы. Мы были в авангарде эры визуализации. Была написана новая концепция развития «Дома кино» как Центра экранных и медиа искусств. Нами была разработана сложная структура полного цикла: к Дому кино должен был присоединиться еще и детский кинотеатр «Мечта». По замыслу, учреждение обещало стать образовательной площадкой для развития детского творчества с обучением работе на компьютере, в графических редакторах, курсами по созданию собственных фильмов и анимации. На базе полного комплекса медиа искусств мы смогли бы привлекать к обучающему процессу мастеров с мировым именем. Объединяя два учреждения, мы получили бы новое позиционирование этого объекта. А собирательным образом, итогом нашей работы мы видели Международный фестиваль экранных и медиа искусств, который был придуман и успешно реализован почти восемь лет назад. Он получил хороший отклик общественности и профессионального сообщества.

Для дальнейшего развития Дома кино назрела острая необходимость объединения двух площадок. Мы нашли поддержку проекта у администрации города, у Эдхама Шукриевича Акбулатова. Были разработаны потрясающие эскизы того, как мог бы выглядеть «Дом кино», но мне предложили возглавить Красноярский театр юного зрителя (далее — ТЮЗ, прим. редактора), и мою работу должна была продолжить опытная команда. Уходя, я никого из сотрудников с собой не забирала, хотя многие руководители поступают именно так. В «Доме кино» была подготовлена достойная замена. Людмила Козлова, заместитель по содержательной деятельности, продолжила мою работу, и в итоге слияние было осуществлено уже без моего участия.

ТЮЗ

Решение стать директором ТЮЗа оказалось для меня сложным. У меня были внутренние переживания по поводу недостаточного знания новой сферы. Я — человек дела, мне нужно хорошо разбираться в своей работе. А по поводу театральной деятельности были определенные сомнения, но ровно до тех пор, пока мы не встретились с Романом Феодори. Он уже работал в Красноярском ТЮЗе. Переход в театральную сферу для меня стал настоящим вызовом судьбы. Предыдущий директор театра уволился по собственному желанию. Творческий сезон в этот момент был уже в разгаре, постановки — на выпуске, требовалось очень быстро встроиться в работу. На меня произвели впечатление постановки Романа Феодори. Первым проектом, с которым я познакомилась, была его работа с детьми с ограниченными возможностями. Я увидела человека, включённого в процесс, фанатично погруженного в то, что он делает. А как он переживает за качество продукта! В этот момент в моей душе что-то щёлкнуло, и я поняла, что хочу работать с ним. Мне захотелось пройти это испытание для себя, хотя, конечно, театр — это всегда двоевластие: директор и художественный руководитель. У нас нашлось нечто общее: мы оба — историки по первому образованию, но у меня дальнейшее развитие — это менеджмент, а у Романа — театральная режиссура. Позднее к нам присоединился Даниил Ахмедов.

Для того, чтобы театр успешно развивался так, как это видели мы, были разграничены зоны ответственности, четко определены области, где нам нужно было пересекаться, и появились четкие правила взаимодействия. Например, в зоне менеджмента и привлечения инвестиций ответственность лежит исключительно на директоре. А репертуарная политика — это зона, которую курирует Роман. У нас обоих есть понимание, что мы работаем в проектном режиме.

zolotaya-maska-2016----------------------r.-feodori,-d.-axmedov,-n.-kochorashvili,-t.-mixalevskij.jpg648

Церемония вручения Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2016)

В привычном понимании ТЮЗ — это театр для школьников, который редко ассоциируется у публики с прогрессивностью, высоким творческим уровнем и широкой популярностью. Но Красноярский ТЮЗ ломает этот стереотип. В его фирменном стиле отчетливо видно слово «молодежный», практически каждая премьера здесь становится событием, он гремит на крупных фестивалях и даже считается модным местом. Каким вы видите Красноярский ТЮЗ? Какой театр строите вместе со своей творческой и административной командой?

Когда я пришла в ТЮЗ, доходы за год составляли всего 11 миллионов рублей. Материально-техническая база была абсолютно изношена, во время спектакля мог отключиться свет. Помню ситуации, когда актеров на сцене было больше, чем зрителей в зале. Я не понимала, за что нужно хвататься. Засучив рукава, взялась за привлечение средств в учреждение, используя все тот же грантовый подход. Первая постановка, на которую мы собирали средства, была «Алиsа» Даниила Ахмедова. Мы понимали, что нужно было делать ставку на один спектакль-хедлайнер, и вложили в него все свои силы. Была проработана программа продвижения, были созданы инсталляции, которые погружали зрителей в мир кэрролловских сказок буквально с порога театра. Такая стратегия оказалась правильной — вокруг этого спектакля произошло формирование бэкграунда. На «Алиsу» мы выиграли грант в размере 9 миллионов рублей — это были огромные деньги. С помощью этих средств мы обновили техническую базу театра: появилось современное освещение, проектор. Параллельно мы написали несколько заявок (это, конечно, больше моя инициатива) на создание Букхоллаи Кинохолла. Получились живые, неформальные площадки для общения со зрителем. Они позволили нам быть привлекательнее для горожан, к нам поехали с другого берега. Все эти преобразования позволили театру начать зарабатывать. Сейчас прибыль составляет уже 50 миллионов. Этот значительный прирост — заслуга грамотной команды.

foto-anny-tarasovoj-3.jpg321zakrytie-53-sezona.jpg512

После первой «Золотой маски» край обратил внимание на состояние зрительного зала. Нам были выделены 12 миллионов на замену кресел. Учреждения культуры нуждаются в поддержке бизнеса, поэтому был создан Попечительский совет театра. В него вошли предприниматели и политики города — всего пять человек во главе с Эдхамом Шукриевичем Акбулатовым. С участием этих людей проходят премьеры театра, они помогают привлекать средства на постановки, осуществлять благотворительные проекты, оказывают информационное содействие, подсказывают управленческие тонкости. Они настоящие аудиторы. Это больше, чем просто совет — это «клуб по интересам». Сергей Нощик, Александр Коропачинский, Игорь Башкатов, Игорь Юсьма — большое спасибо всем им!

Если говорить о художественном аспекте, то с 2011 года творческое лицо Красноярского ТЮЗа определяет Роман Феодори — талантливый и весьма прогрессивный режиссёр. Когда я начала работать с Романом, я поняла, что он перфекционист в крайней степени, он постоянно самосовершенствуется. Вещи, которые он делает, многих заставляют задуматься, а некоторых — в корне поменять представление о себе. Он, кстати, как-то назвал Красноярский ТЮЗ «театром для зрителей разной степени юности». И в этом есть глубокий смысл, потому что юность — нечто противоположное косности и замшелости, это открытость новым формам, интерес к экспериментам, тяга к ярким эмоциям, желание думать и делать собственные выводы.

Можно сказать, что мы создаём именно такой театр для зрителей разного возраста — активный, открытый, ориентированный в первую очередь — на семейную и молодёжную аудиторию. Поэтому в репертуаре ТЮЗа есть и яркие феерии, и очень глубокие, актуальные по форме и по содержанию постановки для детей, подростков и взрослых зрителей.

festival-yazyk-mira-2017---spektakl-rusalochka.jpg648

II Фестиваль юного зрителя «Язык мира» (2017)

Вы руководите коллективом, в котором много ярких, творческих личностей — артисты, режиссёры, художники, композиторы. Трудно ли работать с такими одарёнными людьми как Роман Феодори, Даниил Ахмедов, Евгения Терёхина? Какие задачи решает директор, пока творцы придумывают и создают шедевры?

Творческая команда в ТЮЗе отличная. Главная сложность в работе с такими яркими личностями — их востребованность. Их приглашают на постановки другие театры страны, и там они тоже создают великолепные произведения. Например, в Екатеринбургском ТЮЗе они поставили очень красивую сказку «Русалочка» по Андерсену. Роман Феодори и Даниил Ахмедов работали по приглашению и в ведущих театрах России — в МХТ им. Чехова, в Театре Наций.

Мы уже слышали о Букхолле и Кинохолле. Расскажите о них подробнее. Какое место отводится всем этим проектам? И для чего ТЮЗ развивает не традиционную для театра сферу?

Для меня очень важна вовлеченность и интерес. Театр — это яркое отражение жизни. Если театр востребован, то, скорее всего, он говорит со своим зрителем на одном языке. Хотя аудитория разная: кто-то пришел с внутреннимпереживанием, связанным с взрослением, а у кого-то — межличностные проблемы отцов и детей. Сегодня школа выполняет в основном образовательную функцию, у нее нет ответов на сложные вопросы. Родители постоянно заняты добыванием средств, а дети остаются сами по себе. Собеседником, другом и ориентиром для них может стать театр, качественные книги и фильмы. Главное – привлечь.

bukxoll-v-krasnoyarskom-tyuze.jpg648masterskaya-opticheskix-igrushek-v-kinoxolle-1.jpg359

Семейные чтения в Букхолле и Мастерская оптических игрушек в Кинохолле

Мы стали четко понимать, что наш театр должен быть открытым пространством для диалога между театром и зрителями, между сверстниками, между родителями и детьми. Поэтому мы развиваем направление театральной педагогики, – проводим экскурсии по театру, обсуждения спектаклей, театральные уроки. Букхолл как место для литературных встреч и одновременно книжный магазин, а затем и Кинохолл появились тоже не случайно. Там регулярно проходят чтения, литературно-игровые программы, показы мультфильмов и диафильмов, мастер-классы и лекции о кино. Так мы выстраиваем взаимодействие с нашей разновозрастной публикой, прививаем интерес к современному искусству (не только к театру, но и к литературе, кино, анимации), создаём условия для творческого развития и увлекательного досуга и формируем свою аудиторию. Ребенок не голосует рублем. Если ты попадешь в точку, то у тебя будет возможность привлечь еще зрителей в зал. Важно, чтобы пришла все семья, чтобы пришла бабушка, родители. И для них тоже должен быть сформирован репертуар спектаклей, а также программ и событий разного формата.

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Это крылатая фраза из книги «Алиса в стране чудес». А что делаете вы, чтобы оставаться в тренде?

Мы постоянно себе усложняем задачу, сознательно поднимая планку. Желание стать лучше, работать над собой — это серьезное испытание для команды. Если мы решаем поставить мюзикл, мы нанимаем хореографов, педагогов по вокалу, музыкантов, – приглашаем к себе лучших специалистов. Если мы решили развивать театральную педагогику, то эти педагоги приезжают из разных городов, мы учимся каждый день: тренинги, погружения, программы.

img_0309.jpg648

Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка» (2015)

А еще мы абсолютно открыты для внешних связей. Накопленный опыт Романа позволяет нам привлекать специалистов высокого уровня: художников по свету, композиторов. Конечно, внутри театра есть свои талантливейшие ребята — Женя Терехина, Даниил Ахмедов. Я очень рада, что у нас такая сильная сплоченная команда. Что мне нравиться в Романе? Он не «перетягивает одеяло» на себя, а дает возможность реализоваться другим, найти новые контакты, построить творческие взаимоотношения. Эта свежая струя необыкновенно обогащает наш репертуар, делает его актуальным и разнообразным. А зритель все это может увидеть в действии. Мы постоянно экспериментируем с формой подачи: мы то в зале, то под сценой, то в темноте, то под яркими софитами. Все это — элементы продуманной репертуарной стратегии.

А еще мы постоянно следим за тем, что происходит в смежных сферах: в кинематографе, в музыке, в других видах искусства. Это называется сканировать пространство. Мы участвуем в крупных фестивалях, в лабораториях, встречаемся и общаемся с российскими и зарубежными коллегами. Прошлым летом я и Роман Феодори делились собственным опытом в Школе театрального лидера. Роман участвовал в режиссёрской лаборатории в Румынии. Сейчас его пригласили туда на постановку. А в Красноярском ТЮЗе недавно гостила Ралюка Радулеску — известный румынский театральный журналист, эксперт нескольких театральных фестивалей, проходящих в Румынии. Она знакомилась с нашим театром, смотрела спектакли, рассказывала о Красноярском ТЮЗе румынским театралам в своей программе на национальном радио Румынии. К нам приезжают российские критики, мы, выезжая на фестивали, смотрим спектакли и обмениваемся опытом с коллегами. Это важно для того, чтобы двигаться, развиваться, быть в тренде.

Творческие планы — куда без них? Чем порадует публику Красноярский ТЮЗ в ближайшем будущем?

Есть и творческие планы, и значительные события, который произойдут в этом и в начале следующего сезона. Уже в мае у нас в ТЮЗе состоится большое событие — «Дни эстонской культуры в Красноярске». В программе будут и выставки, и творческая лаборатория с созданием режиссёрских эскизов по эстонской драматургии, и гостевые спектакли. На сцене ТЮЗа будут показаны спектакль «Оборотень» по пьесе эстонского классика Аугуста Кицберга Свободного театра Эстонии R.A.A.A.М. и постановка Минусинского драматического театра по произведению Антона Таммсааре. Сейчас идут переговоры об участии Красноярского ТЮЗа в фестивале «Территория». Это школа-фестиваль современного искусства, у истоков которого стояли Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Теодор Курензис. Его курирует известный театральный критик Роман Должанский. «Территория» — передвижной фестиваль, который проходит в разных городах. Осенью мы собираемся принимать его у себя.

chelovek-goda---2017_2.jpg648

Церемония вручения премии «Человек года» (2017)

Что касается собственных творческих планов театра, то в начале лета у нас планируется премьера спектакля «Звездец» по пьесе современного автора Валерия Шергина. Это очень актуальная, как с натуры написанная комедия. Главные героини пьесы — современные девушки, которые хотят стать успешными и независимыми. Ставит спектакль Роман Феодори. А осенью предстоит грандиозная премьера музыкального, очень зрелищного спектакля по одной из книг серии «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. «Хроники Нарнии» — один из самых популярных мировых бестселлеров в жанре фэнтези в детской литературе. Это семь книг, в которых рассказывается о приключениях детей в волшебной стране. Там животные могут разговаривать, магия никого не удивляет, а добро борется со злом. Цикл «Хроники Нарнии» многим известен по экранизациям первых трёх частей серии. Но на сцене Красноярского ТЮЗа зрители увидят спектакль по седьмой книге — «Племянник чародея». Эту часть ещё никто не экранизировал и не ставил. Над спектаклем работают режиссёр Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов и композитор Евгения Терёхина — создатели «Снежной королевы» и «Алиsы».

Кроме того, осенью мы проведём очередную Лабораторию «Вешалка», в ходе которой приглашённые режиссёры будут создавать эскизы спектаклей по современным пьесам для подростков. Эта лаборатория откроет в Красноярском ТЮЗе сезон подростковой драматургии.

Вокруг театра уже сложилась благодатная неформальная среда. Перед спектаклями люди могут заглянуть в Букхолл, почитать книгу, пообщаться. Кстати, там у нас уже целая коллекция различных изданий «Алиsы». У нас уже есть традиция: какую бы постановку не делал наш театр, книгу с этим произведением можно найти на полке.

Планов очень много. Важно, чтобы люди приходили в театр. Все, что мы тут делаем, мы делаем для людей.

Беседовала Наталья Худякова

Журнал «МАЯК НАДЕЖДЫ» №12, весна-лето 2018