В Норильске с аншлагом прошли гастроли Красноярского театра юного зрителя

16 сентября 2022

Два дня, два спектакля и море восторгов. После каждой постановки норильский зритель горячо благодарил за мастерство и подаренные эмоции актеров ведущего молодежного театра Сибири бурными аплодисментами. В Норильске с аншлагом прошли гастроли Красноярского ТЮЗа.

- Эти гастроли - целая история, большая работа, которую проделало правительство Красноярского края и Заксобрание, - говорит Наталья Кочорашвили, директор Красноярского ТЮЗ. – Они выделили средства нашему театру, и если бы этого не случилось, мы бы не смогли к вам приехать. В своем нынешнем составе наш театр впервые в Норильске.  И ваш город, театр, его руководитель и команда приняли нас великолепно. Очень тепло встретили норильчане. Для меня было неожиданностью, когда зал на одном порыве встал, а зрители начали нам аплодировать. Например, в Москве аудитория избалованная и не встает по окончании спектакля. Здесь зрители тоже сначала аплодировали сидя, и я уже подумала, что у вас, наверное, тоже не принято стоя благодарить актеров.  А потом секунда - и весь зал поднялся со своих мест. У норильчан какая-то своя энергетика. Вы настолько отличаетесь от других людей манерой общения. Вы как семья, которая чувствует друга друга.

Чудо на сцене

- Мы привезли в Норильск два спектакля: «Самые добрые в мире» и «Хроники Нарнии. Племянник чародея»,- продолжает Наталья Кочорашвили. - «Хроники Нарнии. Племянник чародея» — это спектакль большой формы, режиссера и художественного руководителя нашего театра Романа Феодори. Это первый спектакль из серии «Хроники Нарнии». Для постановки этого визуального спектакля была проделана большая работа художником Даниилом Ахметовым, композитором Евгенией Терехиной, которая написала музыку для постановки, команда Александра Бочегова сделала меппинг, вручную отрисовав видео, которое зритель может наблюдать на сцене. Оно усиливает декорации и превращает картинки в 3D модель, погружая зрителя в атмосферу спектакля и давая ему возможность более ярко переживать все приключения героев. Все эти приемы для того, чтобы рассказать очень трогательную историю о любви сына к своей маме, о его желании спасти ее и найти то целебное яблоко, которое в финале помогает главному герою Дигори Керку.

novyj-tochechnyj-risunok-(2)-(1).jpg

Сегодня с современными детьми нужно говорить на важные и непростые темы. В данном случае Роман Феодори и его команда выбрали приемы современного визуального ряда, который окружает наших детей. Ни для кого нет секрета, что телефон стал продолжением руки ребенка и взрослые пытаются найти способ быть понятыми своими детьми.

Второй спектакль «Самые добрые в мире» - камерная история, которая рассчитана на 50 детей. На гастроли мы приехали с театральным педагогом, который ведет общение с родителями и детьми. Каждый ребенок рано или поздно сталкивается с темой смерти и, говоря с ним об этом, очень важно быть близким, важно сделать так, чтобы дети тебе поверили, чтобы сложился диалог. И знаете, что я заметила, что даже самые активные и непоседливые дети на наших спектаклях умолкают и с головой погружаются в атмосферу - очень внимательно смотрят спектакль, даже такой продолжительный, как «Хроники Нарнии». Когда идет эта постановка в зале царит тишина, а в финале зал взрывается эмоциями.

Непростой путь на север

Гастроли Красноярского театра юного зрителя прошли с успехом, свободных мест в зале не было. Взрослые и дети были покорены тем, что происходило на сцене. Зрители буквально впитывали каждый взгляд, жест, интонацию актеров, 3D-картинки наполняли волшебством атмосферу максимально долгое время. Чтобы чудо на сцене стало возможно, театр привез на гастроли все свое оборудование и декорации - груз объемом более 80 метров кубических, две больших фуры. Руководитель пояснила, что в Красноярском ТЮЗе сейчас идет ремонт, поэтому была возможность демонтировать часть оборудования, чтобы привезти на северные гастроли. Без этих усилий показать «Хроники Нарнии» было бы невозможно, поскольку, по словам Натальи Кочорашвили, технический райдер у этого спектакля сложный.

- Оборудование шло по Енисею и костюмы, элементы декораций нужно было тщательно упаковать, – делится директор. – Мы делали это в первый раз, очень волновались, переживали из-за того, что обмелела река. Но все сложилось. Груз доплыл, наша команда из 81 человека прилетела. Пришлось поработать над светом, звуком и видео. Наши ребята прописывали их до 5-6 утра. Это нормальная практика, когда ты приезжаешь на новую площадку, нужно ее быстро осваивать. Это как создание спектакля. Заново приходится вручную, как ноты, писать световые партитуры. К сожалению, нет такого пульта, чтобы ты приехал в новый зал, встал за него и у тебя все пошло. Могут возникнуть погрешности по звуку и их тоже нужно поправить и настроить заново звук. Отдельно перепрописывали видео. Мы хотели, чтобы норильский зритель получил максимум удовольствия от нашей работы. Мы хотели, чтобы норильчане улыбались, чтобы они испытывали эмоции. Я надеюсь, что у нас все получилось.

Гастрольная жизнь

Наталья Кочорашвили считает, что гастрольная жизнь важная составляющая для развития любого театра. Актерам важно работать на разных сценах и видеть, как их принимают зрители. Через неудобства и сложности каждый в коллективе работает над собой. Очень важно работать на других площадках, чтобы понимать экспертную оценку не только аудитории зала (а в каждом городе зритель по-разному реагирует на артистов и постановки), но и то, как к нашей работе относится профессиональное сообщество. Мы получаем обратную экспертную связь. Режиссер и актер, которые замыкаются в пространстве собственного творчества, обречены.

- А мы очень легкие и мобильные, – добавляет руководитель театра. – К нам очень много приезжает режиссеров и ставит у нас свои спектакли. Роман Феодори открыт к тому, чтобы в ТЮЗ приезжали новые режиссеры. При этом он, как художественный руководитель театра, всегда делает одну большую постановку в год.

Стоит добавить, что география гастролей Красноярского ТЮЗа разнообразна. Актерам довелось поработать в формате «Золотой маски плюс», выступали на сцене РАМТа (Российский академический Молодежный театр), их приглашал на свой Большой детский фестиваль Сергей Безруков, где членами жюри являются дети, а не взрослые профессиональные артисты. На фестивале спектакль Красноярского ТЮЗа «Хроники Нарнии. Племянник чародея» стал лучшим и получил гран-при.

С ноткой грусти

- Мы еще не успели уехать, но уже мечтаем сюда вернуться с более обширной программой, – добавила на прощание Наталья Кочорашвили. – Нам есть что показать вашему зрителю и есть желание приезжать к вам регулярно.

 Наталья Черкашина, портал «Северный край», 14.09.2022