В Красноярске неожиданно по-тарантиновски поставили «Дубровского» — на что обратить внимание в постановке
17 ноября 2025
В начале ноября в красноярском ТЮЗе прошла премьера спектакля «Дубровский» по одноименному неоконченному разбойничьему роману Александра Пушкина. Это первая постановка Мурата Абулкатинова в качестве нового главного режиссера театра. Насколько ему это удалось и что общего у произведения Пушкина с фильмами Квентина Тарантино, попыталась пересказать, не скатившись в тотальный неймдроппинг, редакция NGS24.RU.
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Палп фикшн
— Не тявкай на отца не тявкай на отца не тявкай на отца!.. — брызжа слюной и топая ногами, на репите в бешенстве кричит главный злодей романа и спектакля — вспыльчивый самодур и помещик, нагоняющий страху на всю губернию Кирилл Троекуров.
Ему только что дерзила дочь Маша, посмевшая защищать главного врага Троекурова — юного дворянина и разбойника Владимира Дубровского («Ш-ш-ш», — по-змеиному шипит после каждого упоминания фамилии троекуровская свита).
Маша, когда не боится перечить отцу
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Зал без предупреждения прорезают панковские запилы I Wanna Be Your Dog группы The Stooges, под которые придворные дамы, лакеи и другие приспешники Троекурова облачаются в черные намордники и эпилептически извиваются в квази-БДСМ-танце. (Видео с, естественно, этой сценой зрители немного завирусили в разрешенных и запрещенных соцсетях).
На стене по-киношному высвечиваются титры с названием спектакля.
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Как понимаете, свежая инсценировка неоконченного романа Александра Пушкина в ТЮЗе вышла в первую очередь довольно кинематографичной. Источники вдохновения угадываются легко, да их и не скрывают. Постановщик и с недавних пор главный режиссер красноярского ТЮЗа Мурат Абулкатинов посчитал, что популярный в XIX веке жанр разбойничьего романа — вполне себе основа для истории с отсылками к автору «Криминального чтива» (тем более, что роман Пушкина, в общем, и был эталонным бульварным чтивом эпохи романтизма).
Да, свежий тюзовский «Дубровский» — это (в какой-то степени) тарантиноид. Так в конце 90-х и начале нулевых называли фильмы, авторы которых подражали раннему Квентину Тарантино: криминальная история, нелинейное повествование, поток диалогов (если повезет со сценаристом, то — даже остроумных), аллюзии, скрытые цитаты и так далее.
— Так роман сам построен, — пояснял Мурат Абулкатинов. — Если держать повествование сцена за сценой, мне кажется, он немножко тонет и теряется. И это такой киношный рваный монтаж, мы к нему прибегли. И да, Тарантино вдохновлялись в том числе: и персонажами, и структурой.
Чтобы влюбленные герои оказались на чердаке, не их подняли наверх, а люстру спустили вниз
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Структура в «Дубровском» и правда не совсем линейная, и то и дело в нить повествования врываются флешбеки (в эти моменты на стене включаются титры-подсказки «Ретроспектива»). Помимо Тарантино или раннего Гая Ричи (чьи первые фильмы, конечно, — типичные тарантиноиды, а та же I Wanna Be Your Dog звучит в «Карты, деньги, два ствола»), как минимум в первой трети спектакля неуловимо чувствуется и влияние покойного уже Дэвида Линча. Во многом за счет музыки.
Вот на заднем плане по-бадаламентиевски играет густой эмбиент, а вот, как на альбомах самого Линча, шуршит блюз, создавая устрашающую мистическую и непонятную атмосферу Твин Пикса. Периодически на стену в прямом эфире транслируют крупные планы произносящих монологи актеров, словно бы напоминая о лице агента Дейла Купера на весь экран в конце третьего сезона сериала. Троекуровское поместье Покровское — тоже, в общем-то, место с червоточиной. Нет белого коня, зато есть гигантский медведь на цепи. Маша Троекурова — страдающая от демонического отца Лора Палмер. Во вступительной, «собачьей» сцене танцующий карлик смотрелся бы, пожалуй, максимально уместно, но он остался в Черном Вигваме.
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Дубровский попал в загон с медведем
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Айм э крип
В брошюре и в анонсах к спектаклю пишут, что история юного мстителя Владимира Дубровского — об экстренном взрослении и что она «до сих пор оставляет простор для трактовок: кто он — благородный мститель, бунтарь или просто человек, доведенный до отчаяния?»По сюжету, напомним, злодей Кирила Троекуров после ссоры со своим соседом Андреем Дубровским отнимает у того поместье, используя нечестный суд и малодушных чиновников, после чего Дубровский-старший сходит с ума и умирает, а его сын уходит в разбойники мстить за отца.
Ключевой в осмыслении себя момент в тюзовской постановке — флешбек-ретроспектива во втором акте, где Владимир Дубровский сжигает семейное поместье вместе с подтроекуровскими чиновниками, которые бесцеремонно пришли забирать дом и крепостных. Это определенно вторая по эффектности сцена в «Дубровском», хотя и поставленная при этом предельно минималистично: голые по пояс актеры обмазываются черной краской и сначала медленно, но затем всё быстрее и молча в панике бьют себя, чтобы потушить невидимое пламя.
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Дубровский прокручивает в голове, что сделал
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
При этом стоит, пожалуй, признать, что во второй половине заданный в начале ритм спектакля теряется и действие местами провисает. Вместо танцев с пластикой Йена Кертиса всё больше разговоров о том, как главный герой дошел до жизни такой — но далеко не все диалоги тарантиновские, а саморефлексивные монологи на фоне горящих людей, иной раз кажется, повторяются.
Несмотря на поставленные вопросы, Владимир Дубровский определенно выглядит положительным романтическим персонажем, которого с трудом можно назвать противоречивым и неоднозначным. (В отличие, к слову, от Маши Троекуровой, которая в паре сцен и правда практически дает Лору Палмер. Ее персонаж ведь тоже проходит «экстренное взросление»).
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Впрочем, постановщик Мурат Абулкатинов удачно говорит музыкой и как будто оставляет намеки насмотренному зрителю. Если помните, в одной из сцен романа, раскрывающих характер героя, замаскированный Дубровский уводит из поместья вдовы Анны Глобовой ее слугу, который украл деньги и свалил вину на разбойников. В спектакле Владимир Дубровский игриво делает это под Stuck in the Middle With You. А, если вспомнить, чем под эту песню занимался персонаж «Мистер Блондин» Майкла Мэдсена в тарантиновских же «Бешеных псах», то червоточину можно найти даже и в благородном Дубровском.
Замаскированный Дубровский появляется из-за стола…
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
… которому сейчас не поздоровится
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ
Или, например, в начале третьих марвеловских «Стражей Галактики» енот Ракета, упиваясь самоуничижением, слушает и подпевает акустической версии Creep группы Radiohead о, так сказать, лишнем человеке (или в этом случае — о еноте). «Я придурок, чудак со странностями. Что я здесь делаю? Мне тут не место».
«К чему здесь енот Ракета?..» — быть может, спросите вы. В общем, ни за что не поверите, какая песня звучит на финальных титрах «Дубровского».
Источник: Дмитрий Штифонов / ТЮЗ













