В архив не сдавать!
24 августа 2021
Тянется промозглая серая жизнь, работает конвейер, штампующий безликие дни, подрагивает перо, царапающее своей чернильной летописью белую бумагу заснеженной мостовой. За всей этой рутинной машинерией почти не виден человек, и чем меньше он виден, тем безумнее он в своих желаниях и мечтах. Такая история могла приключиться только в Петербурге – городе, где сложно выжить без шинели, творчества, любви и опиума. Но приключилась она в Красноярске – городе, где умеют делать совершенно особенный визуальный театр хоть про Петербург, хоть про Одессу, хоть про Нарнию.
На «Большие гастроли» КрасТЮЗа в Театр Вахтангова привезли «Гоголь. Экспонаты» в постановке художника Даниила Ахмедова, который на этот раз выступил и как режиссёр. Красноярский спектакль про Петербург добрался до Москвы, вот такой сложный сюжет.
Что показывают?
Невероятно красивая постановка провоцирует лучшие – самые чистые – эмоции, которые только способно вызывать искусство. Созерцательный восторг сообщается зрителю по всем каналам одновременно. Разом наваливаются и придавливают своим совершенством сценографические «излишества», эффектный саунд и завораживающая актёрская органика. Эта шикарная вечеринка а-ля рюс обречена на успех.
Роскошные костюмы роскошны по-настоящему (Ахмедов-художник не боится громких слов и журналистских штампов), великолепная пластика и синхронность достойны лучших балетных трупп, а танцы иногда больше похожи на сложное цирковое действо (хореограф Мария Сиукаева). Чёткость технического рисунка и спецэффектов говорит о фантастическом уровне продуманности: все эти травелаторы, подвижные декорации, видеопроекции и ритмично существующие в них персонажи смотрятся как единое целое. Оригинальная музыка композитора Евгении Терёхиной (неизменного соавтора Феодори и Михалевского) как всегда превращает театр в современную сказку.
А как же текст?
В основе постановки – повести «Шинель» и «Невский проспект». Главные герои Пискарёв, Пирогов и Башмачкин, убедительные в своей гротесковой одержимости, сменяют друг друга на сцене и непременно встречаются, чтобы утроить зрительскую эмпатию. Настоящим эпицентром сочувствия становится Юрий Киценко в роли Акакия Акакиевича – превращается в монумент человеку, раздавленному имперской монументальностью.
Гоголевский текст в спектакле принесён в жертву другим выразительным средствам (реплик исчезающе мало), но высококонцентрированная визуальная эстетика не топит смыслы. Наоборот, они проступают ясно и фигурно – как силуэты на световом заднике и в лучах софитов, как рельефные масляные мазки на живописных холстах или причудливые отражения в колдовской амальгаме. Иногда смысл ускользает, теряется за вихрями петербуржской метели, глохнет в громком многоголосии светского шума, прячется под широкими полами шинели – чтобы вскоре проступить в новых очертаниях.
А как же Гоголь?
Спектакль поставлен так, как если бы Гоголь, прекратив ворочаться в гробу, заявился в кабинет Самого Главного Театрального Режиссёра и сказал: «Ну всё, хватит, уж довольно вы меня мучили! Теперь смотрите, как всё должно быть». Нет, постановка Даниила Ахмедова не учит ставить Гоголя и не исправляет чужие мучительные ошибки, но заселяет в каждого зрителя мистический гоголевский дух – отчаявшийся, мятежный, душераздирающий, но вместе с тем озорной, лихой и тотально русский. И зритель существует с этим незваным постояльцем все 2 часа спектакля, изучает его, рассматривает как экспонат в стеклянной витрине, медленно обходя со всех сторон. Гоголь в узнаваемом портретном облике и сам присутствует на сцене в интерпретации Виктора Буянова.
А как же без Гоголя!
Никак. Гоголю не место в запасниках и рано в архив, он с нами с детства и на всю жизнь. От Гоголя нам не отвязаться, не откреститься, не стряхнуть его с плеча как старую изношенную шинель. Мы так и будем путаться в рукавах, пытаясь её снять, так и будем по-портновски реанимировать, откачивать, воскрешать – перелицовывать, штопать, перекраивать. Да и слава богу! Потому что без Гоголя мы, русские, – словно Башмачкин без шинели – совершенно голые, жалкие, бестелесные в этой нескончаемо длинной фантасмагории «всемогущего Невского проспекта». Но это все знают, тут и обсуждать нечего. End of discussion.
Елена Шаина, Театр То Go, 23.08.2021
фото Фрола Подлесного