ТЮЗ+: зрительские программы Красноярского ТЮЗа

30 мая 2023

Выпускница магистратуры «Социальный театр» ГИТИСа Анна Мухамедзянова рассказывает об опыте развития зрительских программ в Красноярском ТЮЗе. Это многообразная системная работа, включающая в себя социальные акции, творческие мастерские, коллективные чтения, театр горожан, клуб для учителей и театральные пробы для подростков.

5.jpg
Меня зовут Аня Мухамедзянова, с августа 2022 года я работаю куратором зрительских программ в Красноярском ТЮЗе.

Мне повезло прийти в театр, в котором нет необходимости отстаивать важность социокультурной деятельности. Директор театра Наталья Кочорашвили и художественный руководитель Роман Феодори пригласили меня делать то, что я умею, заранее доверяя мне и понимая важность и ресурсность этой работы.

В нашем театре социокультурная работа со зрителем ведётся более 10 лет, в разное время ей занимались и артисты нашего театра, которые проводили обсуждения, основываясь на методах театральной педагогики, и приглашенные специалисты из других городов, например, театровед Антон Алексеев делал упор на образовательную составляющую в работе со зрителем, – лекции по истории театра, встречи с постановочными командами и работа над насмотренностью, иначе говоря, формирование зрительской экспертности.

Вся история Красноярского ТЮЗа, каким мы знаем его сейчас, сопровождалась не только успешными спектаклями, но и успешной, пусть и не всегда регулярной работой со зрителями, которая появилась, когда художественным руководителем театра назначили режиссёра Романа Феодори – он задал курс на создание среды, в которой сосуществуют социокультурные проекты и спектакли. Среди наиболее известных и регулярных я хотела бы выделить два проекта – Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка» под кураторством Олега Лоевского и конкурс творческих заявок «Арт-маркет».

Так, вполне логичным стало появление направления ТЮЗ+. Оно возникло в театре полтора года назад с приходом режиссёра Ксении Пещик: спектакль стал поводом поговорить не только об искусстве, но и о том, что нас окружает в повседневности. Например, к спектаклю «203 платья» Ксения придумала проводить Гаражную распродажу, а к спектаклю по комиксу «Расцветает самая красная из роз» – сеанс коллективного рисования и лекции о комиксах с местной командой комиксистов KRAS COMICS CULT.

ТЮЗ+ как серия событий, которые направлены на вовлечение зрителей в художественный контекст, театральный и шире – культурный – помогает и мне выстраивать другое отношение к зрительской программе.

Изучив опыт коллег, которые работали со зрителем в театре ранее, и познакомившись с Ксенией и её взглядом на создание контекстов вокруг спектаклей, я решила отнестись к зрительской программе, выбрав принцип «зритель как соавтор-собеседник». Я имею в виду, что, проводя обсуждения, выстраивая коммуникацию со взрослым и подростковым зрительским клубом, я всегда проверяю свои теории относительно художественного мира спектакля. Моя картина мира после наших разговоров расширяется и становится более полной – наши зрители, которые смотрят много фестивальных спектаклей, привезенных из разных городов России, уже достаточно насмотрены, чтобы задаваться вопросами «зачем» и «почему» и разгадывать режиссёрские ходы.

На недавней лаборатории драматургии и режиссуры «Вешалка» в эскизе режиссёра Евгения Закирова по Бунину «Чистый понедельник» главная героиня была босой. Мы обсуждали этот эскиз с одиннадцатиклассниками, и, отвечая на другие вопросы, ребята брали паузу, чтобы подумать, а тут сходу ответили: «да понятно, почему она была босиком, она же не такая как все и стремится к свету, чистоте и духовности».

К слову, после обсуждений спектаклей ко мне подходят коллеги – артисты и режиссёры – и спрашивают, что в этот раз рассказали зрители. С режиссёрами Ксенией Пещик и Муратом Абулкатиновым мы поддерживаем связь и обсуждаем обратную связь зрителей постоянно.

Для меня очень ценно то, что я могу выступать проводником между зрителями и постановочной командой, и буквально цитируя, записывая голосовые сообщения в мессенджерах, открывать коллегам то, что они сами создавали и о чём даже не задумывались.

Учительский клуб

Учительский клуб – серия встреч, посвящённая теории и практике театральной педагогики, которую я провожу на осенних и весенних каникулах с педагогами общеобразовательных школ и школ дополнительного образования, воспитателями из детских садов, тьюторами, репетиторами. Мы говорим об истории театральной педагогики в нашей стране, знакомимся с ТЮЗовским движением прошлого века и изучаем методики обсуждения (метод безоценочного интервью, шапка вопросов, блиц-интервью, обсуждение-рисование), а к итоговой встрече готовим театральные уроки в командах, которые сразу же после вместе анализируем и корректируем.

Театральная педагогика – система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном кол- лективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окру- жающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах./ Е. И. Косинец, Т. А. Климова, А. Б. Никитина «Театральная педагогика в современной школе».

Сейчас выпущено три потока педагогов, которые применяют полученные знания на практике, но, конечно, помимо образовательной составляющей меня интересует и социальная – насколько люди, которые не были знакомы друг с другом, сформируют профессиональное комьюнити и будут взаимодействовать после завершения проекта.

Все три потока педагогов были абсолютно разными, но абсолютно открытыми: работая в образовательной системе не первый год, они искренне удивлялись тому, что интуитивно делают то, что сформулировано и введено в педагогическое поле А. П. Ершовой, А. Б. Никитиной, Т. А. Климовой.

01.jpg

Помимо того, что программу каждого Учительского клуба я составляю, основываясь на запросе, я узнаю много нового для себя: как и чем живёт сейчас образование в крае и в России, прошу педагогов делиться со мной и с коллегами тем, что их вдохновляет, – телеграм-каналами, подкастами, полезной литературой. На первой встрече педагоги чаще всего говорят, что хотели бы узнать что-то полезное, что тут же смогут адаптировать к своей работе, но уже на второй-третьей признаются и мне, и себе, что гораздо важнее обрести новое комьюнити, в котором можно получить поддержку, абсолютно всё равно, делишься ты радостями или говоришь о том, что не даёт покоя и отнимает силы.

Учительский клуб очень вовремя появился в театре и помог проведению ежегодной лаборатории актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка». Каждый год тема лаборатории меняется, а придумывает её постоянный куратор Олег Лоевский. Основное здание нашего театра с двумя сценами – Большой и Blackbox – закрылось на реконструкцию, и лаборатория «Театр у школьной доски», как следует из названия, проходила в школах.

Режиссёры Алексей Крикливый, Евгений Закиров, Ксения Самодурова, Дмитрий Лимбос, Анна Наумова, Арина Гулимова, Владимир Данай и артисты репетировали в школах, и в школах же показывали эскизы спектаклей по произведениям отечественной классики – «Мы» Замятина, «Слово о полку Игореве», «Чистый понедельник» Бунина, «Бедная Лиза» Карамзина, «Иуда Искариот» Андреева, «Белые ночи» Достоевского, «Реквием» и стихи Ахматовой.

02.jpgПедагоги из Учительского клуба приняли четыре постановочных команды, помогли с логистикой внутри школ и с непосредственной целевой аудиторией эскизов – подростками, с которыми я проводила обсуждения после каждого эскиза. С привлечением этих школ и с приглашением новых мы будем реализовывать и наш ежегодный проект Арт-маркет – открытый конкурс творческих заявок на создание спектакля – в этом году мы предложим режиссёрам создать спектакль в стенах школы, а артистами выступят дети, которые уже занимаются в школьных театрах.

Кружок театра горожан

Кружок театра горожан – это формат, который позволяет представителям разных городских сообществ объединиться через творчество и создать общее высказывание на заданную тему вместе с куратором. В моем опыте театр горожан – это 10 встреч или недельная лаборатория, во время которой мы что только не делаем: рисуем, танцуем, поём, сочиняем звукошумовые композиции из подручных средств.

Часто результатом нашей совместной работы становится спектакль, в котором на сцену выходят люди без актёрского опыта: так, например, над первым кружком театра горожан в Красноярском ТЮЗе мы работали вместе с режиссёром Ксенией Пещик, итоговая десятая встреча была показом – получился сторителлинг о городе.

Но может быть и по-другому, театр горожан не всегда имеет традиционное сценическое воплощение: с участниками второго кружка театра горожан мы сочинили показ, основанный на соучастии, – зрителям предлагалось поразмышлять об институте соседства через разные действия: вырезание снежинок, совместный танец, дворовые и настольные игры, написание объявлений.

Со студентами Сибирского федерального университета мы стремились сделать серию сайт-специфик перформансов в одном из корпусов университета, основываясь на ритуалах повседневности, которые помогают нам не потерять себя, когда нам сложно.

Сайт-спефицик перформанс – перформанс, проходящий за пределами театра, который учитывает особенности конкретного места и не может быть перенесен в другую локацию без потери смысла

Направление ТЮЗ+ значительно расширилось, когда мы с Ксенией Пещик начали работать вместе. Так при театре появился книжный клуб «ПОЛКА», в рамках которого мы обсуждали тексты современных писателей и писательниц, например, одну из встреч мы посвятили обсуждению книги «Память девушки» Нобелевской лауреатки 2022 года по литературе Анни Эрно.

7.jpg

На встречи Книжного клуба мы приглашали наших артистов – они не только потрясающие чтецы, но и рассказчики: очень часто после обсуждения книги они делятся своими наблюдениями о профессии и о роли театра вообще. Мы рискнули предположить, что зрители – наши главные собеседники, люди, с которыми можно обсуждать книги, которые нравятся нам самим, и, я считаю, не прогадали.

4.jpg

Наши встречи были рассчитаны на зрителей от 16 лет, сейчас проект приостановлен: мы проводили встречи в основном пространстве книжного магазина при нашем театре – «Букхолле». Сейчас Букхолл, как и наше основное здание, находится на реконструкции, а у нас есть время поразмыслить о том, каким будет Книжный клуб в следующем сезоне. Возможно, в рамках Книжного клуба мы сосредоточимся на другой целевой аудитории – семейной – тем более, что опыт такой встречи у нас уже был с семьёй актёров Виктором и Ольгой Буяновыми.

Документальный спектакль

Ещё одним важным шагом в нашей работе я считаю документальный спектакль с подростками «Мой папа», в котором 25 красноярских детей от 10 до 17 лет рассказывают о своих отношениях с папами. Мы объявили приём заявок в середине января, а уже 7 марта показали спектакль родителям ребят и нашим коллегам.

Полтора месяца ребята работали с драматургом-наставником Зухрой Яниковой – выполняли разные письменные и устные задания, связанные с темой: писали письма папам, брали интервью у пап и друг у друга, искали семейные фотографии и дополняли ими свои тексты. Каждую неделю ребята встречались с режиссёром Ксенией Пещик, которая придумывала, как расширить текстовую основу спектакля и объединить всё текстовое содержание, такое разное по эмоциям и наполнению, в одно целое, а позже к нашей команде подключился хореограф театра Илья Романов.

33.jpg

Сейчас мы готовим программу ко Дню защиты детей: покажем этот документальный спектакль три вечера подряд, и каждый показ сопроводим разными событиями до спектакля, направленными на укрепление связей внутри семьи, – беседой с психологом, мастерской открыток папам, беседой с известными отцами города. После спектакля всегда будет проводиться обсуждение.

Истории, рассказанные на сцене, являются реальными, а ребята не являются профессиональными артистами – об этой разнице и уникальности важно не только помнить нам самим и напоминать театральному сообществу города, но и нашим зрителям. Подростки сейчас редко имеют возможность высказаться со сцены от своего лица без цензуры, не переживая о чьих-либо чувствах, и ещё реже они бывают услышанными и принятыми. Участники нашего спектакля говорят, что им стало проще выстраивать диалог с папами, что через задания, которые они выполняли в течение трёх месяцев, произошло знакомство и некоторое удивление – мой папа слушает вот такую музыку, носит вот такую одежду, о воспитании детей думает вот это, у него есть страхи, и он иногда тоже не знает, как с ними справляться, и он не стесняется и не боится о них говорить.

Думаю, что и для дальнейшего успешного осуществления зрительских программ необходимо работать на перспективу, размышлять, как и чем мы с уже образовавшимися вокруг театра сообществами можем быть друг другу полезны. Чтобы проекты не оставались яркими вспышками, которые гаснут с наступлением нового сезона, необходимо придумать, как они могут становиться регулярными, – этой рефлексией я планирую заняться в июне, когда сезон официально будет завершаться.

Большой ресурс я вижу сейчас в работе со школами: выше я писала о лаборатории «Вешалка», которая проходила в школах Красноярска, и об Арт-маркете, рассчитанном на партнёрство со школьными театрами, в ближайших планах у нас – получить образовательную лицензию, чтобы приглашать педагогов к изучению театральной педагогики и выдавать им удостоверение о повышении квалификации.