ТЮЗ - поэма ее жизни

30 января 2003

elifanteva_1.jpg637В декабре 2001 года в Красноярске снимали кино - ряд эпизодов из знаменитого сериала про "ментов". В числе нескольких актеров местных театров, получивших роли в фильме Григория Жихаревича, была и заслуженная артистка России Галина Елифантьева.

Об этой актрисе трудно говорить прозой, вся ее жизнь - как поэма, поэма любви к искусству. Действительно, театру Галина Вениаминовна посвятила более тридцати пяти лет. В последние годы укоренилось мнение о том, что актерское ремесло часто сопровождается целым набором пороков и греховных наклонностей. Знакомство с Галиной Елифантьевой позволяет отмести в сторону расхожие стереотипы.

Родилась она в исконно русском городе Ярославле, а детство и первые годы после окончания школы прошли в Петрозаводске. Именно Петрозаводск дал будущей актрисе путевку в жизнь. Там она, работая на заводе, занималась в народном театре, который поначалу возглавлял Олег Александрович Белоночкин, а затем - Светлана Семеновна Генкина. Именно Светлана Семеновна, добрая и в то же время волевая женщина, помогла влюбленной в театр девушке круто изменить судьбу - попасть на подмостки профессионального театра.

"Летом 1966 года в наш город из далекого Красноярска приехал ТЮЗ, - вспоминает Галина Вениаминовна. - Я тогда не пропускала ни одного вечернего спектакля с участием приезжих артистов. Но был еще один человек, который каждый вечер проводил в театре, - это сама Светлана Семеновна, мой тогдашний самый лучший педагог и наставник. Она наблюдала за мной в зрительном зале, видела мой жгучий интерес к красноярскому театру, и в ее сознании родилась мысль, которой она незамедлительно поделилась со мной. Светлана Семеновна посоветовала мне подойти к режиссеру Штокбанту, возглавляющему тогда творческий коллектив красноярского театра, и "показаться", то есть продемонстрировать свои актерские способности. Я почитала ему и стихи, и прозу, и басни - словом, весь традиционный набор, который исполняют абитуриенты при поступлении в театральные вузы, и получила положительный отзыв Штокбанта. Хотя при этом у него не было твердой уверенности, нужно ли мне бросать привычную жизнь и отправляться на другой конец страны, пусть даже в новый интересный театр. На самом деле ему необходимо было посмотреть, как я работаю с партнерами. Мои товарищи по народному театру помогли мне, мы показали режиссеру фрагмент "Вассы Железновой" М. Горького, где я исполняла роль Натальи. После этого показа у Штокбанта сомнений не осталось, меня приняли в труппу Красноярского театра юного зрителя. Этот театр стал для меня родным, ведь с ним связаны лучшие годы жизни".

...В фильме Григория Жихаревича она исполнила роль сестры Мухомора. Один съемочный день - с утра до поздней ночи. Общение с интересными людьми. Работа с новыми партнерами. Другие, отличные от театра принципы актерского существования. Реальное осознание в конечном итоге того, насколько интереснее творческий процесс в театре, нежели в кино, где, по мнению Галины Елифантьевой, все зависит преимущественно от режиссера и оператора, а не от профессионализма исполнителей.

Появление актрисы на телевизионном экране принесло радость ее искренним поклонникам, которые знают Елифантьеву на протяжении долгих лет. А годы эти в ее жизни - не просто непрерывный творческий процесс, не просто череда сыгранных ролей, не просто встречи с разными режиссерами, исповедующими принципы разных театральных школ и направлений. Годы эти - время ее духовного и нравственного становления, время осознания своего жизненного предназначения. Галина Елифантьева стала в Красноярском ТЮЗе не просто опытной актрисой, получившей звание заслуженной, она стала прежде всего многогранной творческой личностью, которая согревает добротой и душевным теплом окружающих. Подлинно творческая личность никогда не останавливается на достигнутом, никогда не расслабляется и всегда учится у коллег и партнеров по сцене. Так и Галина Вениаминовна всю жизнь училась и испытывала от этого истинную радость.

ulicy-razbityx-fonarej-4.jpg481Училась она у Ларисы Малеванной, с которой связывали не только партнерские, но дружеские отношения. Именно Лариса Малеванная помогла начинающей актрисе подготовить роль Марютки в спектакле "Сильнее любви", которую ранее она исполняла сама. Уроки актерского мастерства, полученные у будущей кинозвезды, навсегда останутся в памяти Галины Елифантьевой.

Училась она у каждого режиссера, с которым сталкивала ее судьба. В числе наиболее значимых учителей и наставников - режиссеры К. Гинкас, Г. Яновская, Ю. Мочалов, Ю. Копылов, А. Попов, В. Ветрогонов и другие. Но наиболее показательным является пример ее творческого сотрудничества с режиссером Владимиром Берзиным. К появлению этого человека в театре Елифантьева уже давно была опытной актрисой, сыгравшей галерею разноплановых ролей. И вот в творческом коллективе появился режиссер, сочетающий в себе такие важнейшие для данной профессии качества, как глубокое понимание сегодняшних проблем и подлинная внутренняя культура, неразрывно связанная с повышенной требовательностью к себе и принципиальностью. С Берзиным ей посчастливилось работать дважды - при подготовке "Стеклянного зверинца" Т. Уильямса и при постановке "Свахи" Т. Уайдлера. В спектакле "Сваха" Галина Елифантьева исполняла главную роль - роль Долли. Постановка привлекла внимание зрителей, одной из причин этого стала удачная актерская работа Галины Вениаминовны. Эта удача - плод усиленной работы с Берзиным. Режиссер Берзин, по словам актрисы, - это подарок судьбы и для нее, и для театра в целом.

...В непростые дни своей жизни Галина Вениаминовна всегда обращалась к чтению русской классики, именно в ней черпала духовно-нравственную поддержку. Произведения Тургенева, Толстого, Чехова привлекали и привлекают ее внимание философской глубиной и психологизмом. Главное же ее литературное пристрастие - Федор Михайлович Достоевский. Когда душу охватывает жгучая боль, когда жизнь кажется невыносимой и абсурдной, как к чистому роднику обращается она к "Униженным и оскорбленным", "Дядюшкиному сну" или "Преступлению и наказанию", созданным величайшим писателем, и все суетное, все ненужное уходит прочь, остается только сострадание к ближнему и вера в высшую справедливость.

Поэма ее жизни еще не окончена, душа озарена надеждой на лучшее, на то, что появятся новые актерские работы, появится новое интересное общение с режиссерами и партнерами по сцене. Даст бог, так и случится, нужно только верить и ждать...

Станислав КОМАРОВ
"Красноярский рабочий", 30 января 2003 г.