ТЮЗ играет в радость
14 октября 2003
Новый сезон в Красноярском театре юного зрителя открылся спектаклем "Поллианна" по одноименной повести американской писательницы Элинор Портер.
Инсценировка и постановка - дебют на красноярской сцене московского режиссера Вячеслава Терещенко.
В конце XIX - начале XX века в Америке были очень модны нравоучительные детские книжки с библейской подоплекой. Главный герой (или героиня), чаще всего сирота, приезжает в какой-нибудь унылый городок с хмурыми, озабоченными жизнью взрослыми. Но чудо-ребенок просто не замечает всеобщего недовольства и мизантропии, живет по своим добродетельным представлениям да еще и других в это вовлекает. Нетрудно догадаться, чем все заканчивается: на мрачных лицах появляются улыбки, закоренелые грешники раскаиваются, а жители городка проникаются любовью ко всему живому.
Все это в полной мере присутствует и в повести Элинор Портер. Но в отличие от многих подобных персонажей ее героиня, 11-летняя Поллианна, не похожа на смиренную овечку. Это живой и непосредственный ребенок со своими шалостями и проказами. Что во многом спасает незамысловатую, в общем-то, историю от излишней сентиментальности. Поллианна во всем стремится видеть лучшее. "Понимаешь, Нэнси, когда ищешь, чему бы порадоваться, обо всем остальном как-то меньше думаешь", - говорит она служанке. Вскоре ей удается научить этой "игре в радость" всех жителей городка.
Поставить и сыграть спектакль на подобную тему, избежав банальностей и штампов, - задача не из легких. Но, похоже, ТЮЗовцам это удалось - во многом благодаря четкой, грамотной режиссуре. Да и актерская игра в этот раз особого недовольства не вызывает. Особенно убедительна актриса Надежда Вонсович в роли Поллианны, хотя поначалу ее героиня несколько ошарашивает своей эмоциональностью не только героев постановки, но и зрителей в зале - и откуда в ней столько энергии! Но по ходу действия, сам того не замечая, поддаешься обаянию актрисы (или ее персонажа?).
В общем, можно сказать, что в репертуаре ТЮЗа появился неплохой спектакль для всей семьи. Единственное, что вызывает нарекания, - его продолжительность. Действие пьесы длится больше трех часов - не всякому взрослому это под силу, не говоря уже о детях! И кроме того, хочется надеяться, что ремонт в ТЮЗе скоро завершится и этот спектакль перенесут на большую сцену - в ограниченном пространстве малой сцены ему явно тесновато.
Елена КОНОВАЛОВА
"Очевидец" №41, 14 октября 2003 г.