Цветок на асфальте
04 января 2003
Удручающе выглядит сегодня фасад того здания, в котором около сорока лет обитал Красноярский театр юного зрителя. Не видно конца реставрации и капитальному ремонту. Впрочем, творческий коллектив живет и здравствует, показывая спектакли на так называемой "альтернативной сцене". Похоже, наш ТЮЗ вновь "пророс", подобно цветку на асфальте.
В ЭТО ОСОБЕННО хочется верить, когда смотришь открывшуюся недавно выставку, посвященную истории театра и его актерам. И лучше всякого экскурсовода об этом может рассказать старейший актер ТЮЗа, стоявший у его истоков, - заслуженный артист России Алексей Алексеевич Ушаков.
В памяти Алексея Ушакова живы воспоминания о том, как он приехал в город на Енисее в составе актерской группы, состоявшей из выпускников Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и участников драматической студии, возглавляемой самим Товстоноговым. В числе приехавших были и молодые режиссеры В. И. Галашин и Г. М. Опорков. К 1 августа 1964 года труппа была укомплектована и начались репетиции.
С первых шагов у нового театра было много проблем и трудностей, ведь ТЮЗ не имел своего здания, его "подселили" в заводской ДК, руководство которого вело скрытую войну против питерских энтузиастов. Тем не менее театр открылся, стал жить и радовать зрителей талантливыми спектаклями. Первыми постановками стали "Продолжение легенды" А. Кузнецова, "Ворон" К. Гоцци, "Старшая сестра" А. Володина, "Сто четыре страницы про любовь" Э. Радзинского.
В числе первых актеров была Лариса Малеванная, впоследствии получившая известность своими работами в кино. А здесь, в молодом театре Красноярска, зрители полюбили ее сценических героинь - Надю в "Старшей сестре", Марью Антоновну, дочь городничего в знаменитом "Ревизоре", и других. Для творческой судьбы Ларисы Малеванной важно то, что наш ТЮЗ дал ей путевку в жизнь как актрисе, поскольку образование она получила режиссерское, хотя изначально стремилась именно к актерской карьере. И хотя путь ее вскоре разошелся с красноярским ТЮЗом, наши зрители надолго сохранили воспоминания о раннем периоде творчества Малеванной.
Общий дух, присущий "шестидесятничеству", жил в творцах нового храма искусства. Эти люди привезли в сибирский город высокий профессионализм, жажду творчества и умение бороться с жизненными невзгодами. Впрочем, многие из них рано или поздно вернулись на запад страны, навсегда сохранив в душе добрую память о Красноярске. Из тех же актеров театра, которые пришли в коллектив в конце 60-х и продолжают в нем работать по сей день, как и Алексей Ушаков, можно назвать заслуженных артистов России Галину Елифантьеву и Юрия Щуко.
...Алексей Алексеевич перелистывает альбом со старыми фотографиями и с теплотой вспоминает своих давних партнеров по сцене, называет имена режиссеров, во многом определявших творческий облик ТЮЗа. Юрий Мочалов, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Борис Цейтлин, Юрий Копылов, Варвара Шабалина... Каждое имя - отдельная история, навсегда вписанная в историю театра.
И тепло становится на душе, когда узнаёшь, что и нынешние режиссеры, интересно работающие в коллективе, знают и любят прошлое ТЮЗа. Возродить былой творческий полет театра, превратить его в горячо любимую всеми "красноярскую таганку" - такую задачу ставит перед собой нынешний художественный руководитель театра юного зрителя, Андрей Анатольевич Няньчук. И хочется верить, что любое чудо возможно, когда за штурвалом корабля толковый капитан, а у него такая опытная команда.
Cцена из спектакля "Сильнее любви" (по повести Б. Лавренева "Сорок первый"). Марютка - артистка Л. Малеванная, Говоруха-Отрок - артист В. Головко. Фото 60-х годов.
Станислав КОМАРОВ
"Красноярский рабочий", 4 января 2003 г.