Требуется волшебник
29 марта 2001
Как мы уже сообщали, управление культуры администрации края объявило всероссийский конкурс на замещение должности художественного руководителя краевого театра юного зрителя, который вот уже восемь месяцев существует без лидера. Кризис власти совпал с кризисом творческим, ведь не секрет, что спектакли последних лет приносили всем больше огорчений, чем радости. Правда, последняя премьера, неплохо принятая зрителем, - "В джазе только девушки" - несколько окрылила и труппу, и публику, и вроде бы появилась надежда, что выход из кризиса найден. Но так ли это?
Об этом шла речь на состоявшемся недавно в ТЮЗе "круглом столе", посвященном проблемам многострадального театра. В разговоре участвовали представители ТЮЗа, управления культуры, критики, театроведы и журналисты.
Директор ТЮЗа Андрей Суворов выразил уверенность, что "театр начал пробуждаться от сна", но для полного возрождения требуется художественный лидер, который смог бы и решить проблемы с труппой, и наладить репертуарную линию, и обеспечить заполняемость зрительного зала (которая сегодня составляет не более 60%). Кстати, несмотря на все печальные обстоятельства, в прошлом году театр (впервые за последние 10 лет) смог выполнить план по всем показателям. В этом году в ТЮЗе планируется провести ремонтные работы, будет изменен дизайн всех интерьеров, особенно фойе и зала. Приободрились в последнее время и актеры. С осторожным оптимизмом Андрей Федорович высказал мысль, что "успех можно спланировать".
Гости "круглого стола" были менее оптимистичны, но высказанные ими соображения могут пригодиться для возрождаемого театра. Так, театровед и педагог Лариса Лейченко подчеркнула, что и в определении репертуара, и в подборе труппы следует, прежде всего, ориентироваться на молодых. Надо точно знать, чего хочет сегодня молодежная зрительская аудитория (а она, как свидетельствует опыт общения со студентами института искусств, предпочитает музыкальные и притчевые спектакли). Надо сделать ТЮЗ привлекательным для молодых актеров, чтобы выпускники театрального факультета не "уплывали" в другие театры и даже в другие города. (Замечу от себя, что идеальным, наверное, было бы повторение давнего эксперимента, когда в ТЮЗ пришел целиком весь выпуск ЛГИТМиКа... впрочем, навряд ли сегодня возможно подобное.) И при подборе репертуара надо больше внимания уделять современным, новым, молодым драматургам.
Театральный критик Эльвира Ванюкова акцентировала внимание на важности более бережной, каждодневной работы с молодыми актерами. Другие участники "круглого стола" говорили о необходимости более активно работать не только с актерами, но и со зрителями. Театр должен знать своего зрителя, проводить социологические опросы, иметь свой музей, устраивать экскурсии, встречи актеров со зрителями. Журналист Виктор Евграфов предложил в качестве первоначального "толчка" пригласить для разовой постановки "звездного" режиссера и "звездного" же актера (правда, не подсказал, где взять для этого деньги - ведь "звезды" даром не светят и с неба не падают).
В заключение встречи было высказано сожаление, что в разговоре не смогли (или не захотели) принять участие руководители СТД (творческого союза). А вот представитель краевого управления культуры на встрече присутствовал. И это правильно. Пусть учтут все услышанное при подведении итогов конкурса на нового лидера ТЮЗа.
Кстати, по-моему, на "круглом столе" преобладало слишком уж скептическое отношение к предстоящему конкурсу. Мол, это обязательно будет "конкурс документов". И вообще разговор знатоков чересчур походил на консилиум возле постели умирающего пациента. И вот это, мне кажется, не очень правильно. Если больному, даже не слишком тяжелому, усердно внушать, что он смертельно болен, то он, конечно же, непременно помрет. От отчаяния и тоски. Но не так уж неизлечим наш ТЮЗ. Не так уж плох и объявленный конкурс. Лучше плохой конкурс, чем никакой. Надо же что-то делать, что-то менять. А что-либо изменить в ТЮЗе сможет не прекраснодушная разноголосица, но яркий талант и железная воля единовластного лидера.
Дело за малым - где его взять? Кто сумеет преодолеть ту тяжкую инерцию неудач, тот порочный круг, в котором оказался некогда славный и популярный театр?..
Срочно требуется волшебник. Только чудо может спасти наш ТЮЗ. И чудо это вполне реально, как реальны все прочие чудеса, происходящие в мире театра.
Иван БЕЛЯКОВ
"Красноярский рабочий", 29 марта 2001 г.