Траур ей к лицу

22 января 2018

«Мухи». Ж.-П. Сартр.
Красноярский Театр юного зрителя.
Режиссер Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов.

Всякий раз, когда обращаешься к пьесе Сартра «Мухи», возникает недоумение: почему ее никто у нас не ставит? Ведь пьеса о массовом добровольном отказе от свободы, о «комплексе раба», да и вообще о цене за свободу не может не быть в нашей стране особенно актуальной — едва ли не больше, чем во Франции во время ее написания в разгар Второй мировой. Спектакль Романа Феодори в Красноярском ТЮЗе вызывает уважение уже за этот выбор, хотя политические смыслы в нем сильно проигрывают семейным перипетиям.

Действие разворачивается на вынесенной к зрительному залу, ярко освещенной площадке, в которой есть что-то от подиума. Одетые haute couture артисты (как и всегда у обладающего безукоризненным вкусом Даниила Ахмедова) это сходство усиливают: Орест в светлом street wear, горожане в стильном траурном casual, Электра в топе sexy с открытой спиной, Клитемнестра и Эгисф в элегантных шелковых халатах цвета beige. Ну а что, красиво. Любопытно, что и главная драматическая метаморфоза совершается в сфере гардероба: то, что Электра надевает черное кожаное платье матери (со стразами, разумеется!), знаменует ее окончательный отказ от самой себя. Впрочем, от страстных, чувственных, красивых протагонистов не оторвать глаз.

tyuz_sartr_039.jpg648

А. Малыхин (Орест), Е. Кайзер (Электра).
Фото — М. Ленц.

Во втором действии сцена как бы переворачивается — ванна и трон оказываются у нас под носом (до того они таинственно просматривались вдалеке), и мы становимся свидетелями всех тайн алькова. Ванна и трон лаконично воплощают страшную и завораживающую взаимосвязь власти, крови и похоти. Клитемнестра — Елена Половинкина смачно впечатывается накрашенными губами в прозрачный пластиковый трон в сцене соития с Эгисфом — Вячеславом Ферапонтовым. Будь у героев чуть иные реплики, мы могли бы принять эту царственную пару животных за Гертруду и Клавдия. Однако экспрессивное и чувственное взаимодействие света, музыки, глянцевого антуража и нарочито вульгарных (но при этом по-театральному эстетских) интимных сцен заставляет прежде всего вспомнить поэтику фильмов Питера Гринуэя. В ту же сторону — дурная бесконечность убийств в ванной, красивых и кровавых. Повторяемость убийств и их искусственность придуманы очень точно. Они не совершаются, а проигрываются, а потом жертва попросту покидает живописную мизансцену в ванной. Что это? Возможно, мы попадаем в бессознательное Электры — Елены Кайзер, где ей с самого начала уготована роль двойника матери. У Романа Феодори реплики Эриний разделены между убитыми Клитемнестрой и Эгисфом. Соучастием в убийствах матери и ее любовника Электра связывает себя с ними навсегда — самозабвенно кается Юпитеру, истерически отталкивает брата с его словесами о свободе, как под гипнозом ложится под Эгисфа и позволяет матери облечь себя в ее массивное платье. Мрачный футляр замкнется на тонкой фигурке в белом воздушном наряде навсегда. До этого мать и дочь роднила прическа — собственно уже первым появлением на сцене Электры и Клитемнестры художник одинаковыми париками внятно дал нам понять, к чему все идет.

tyuz_sartr_052.jpg648

Е. Половинкина (Клитемнестра).
Фото — М. Ленц.

По сравнению с буквально наэлектризованными сценами второго действия — с «крупными планами» — массовые сцены кажутся ненужной данью букве текста. В начале спектакля темные фигуры застывают в проходах зрительного зала, вызывая тревогу и ожидание эффекта в духе знаменитой рейнхардтовской «Орестеи». Но ничего этого нет. День мертвых становится вялым пластическим этюдом с неубедительно, дежурно звучащим текстом. Это ключевая для Сартра сцена, но если вектор спектакля развернут в сторону иной проблематики (по-своему содержательной и убедительно решенной), то и горожане едва ли могут быть некой абстрактной группой статистов, не понимающих, что им играть.

Не вполне ясно и то, зачем режиссер и художник регулярно напоминают нам об античном первоисточнике довольно навязчивыми титрами — то и дело на огромном экране появляются имена персонажей (хотя запомнить, кто есть кто, несложно) и оживающие древнегреческие статуи. В сопровождении музыки Евгении Терехиной эти вставки становятся клипами — стильными, но избыточными. Вообще желание все разъяснить не красит режиссерский замысел, удлиняя действие, размывая ритм. Метафоры неизбежно дублируются. Так, постамент с плазменными экранами, время от времени транслирующими изображение Юпитера (Эдуард Михненков), визуально прочитывается как крест (так развешаны экраны), хотя аллюзии с современной смычкой власти и церкви и так очевидны. Явственны они и в риторике похожего на образцового политика Юпитера — собранного, серьезного, аккуратного. И в разглагольствованиях Эгисфа, точно списанного с лощеного олигарха — вальяжного и чувственного.

tyuz_sartr_274-(2).jpg648

Сцена из спектакля.
Фото — М. Ленц.

В какой-то момент вдруг понимаешь, почему эту пьесу при всей злободневности смыслов у нас не ставят. Текста много, диалоги состоят из множества монологов, которые, очевидно, на французском языке вкупе с традициями школы декламации звучат не только философично, но и музыкально. Не то у нас: актерам зачастую оказывается сложно справиться с таким массивом замысловатого текста, он превращается в скучную риторику — и лексика, и грамматика кажутся безнадежно устаревшими. Возможно, шеф-драматург и переводчик оказались бы в постановочной команде нелишними. Потому составляющее сердцевину пьесы Сартра резонерство Ореста — Анатолия Малыхина проигрывает витальности резкой, нарочито вульгарной Электры. Именно вокруг нее — хрупкой, эмоциональной, подвижной как ртуть — выстраивается проблематика спектакля. Неожиданно «Мухи» оказываются целиком и полностью ее историей. Второе действие — только о ней, и здесь ритм не дает сбоя. Важно не то, как сохранил себя Орест, совершив убийство Эгисфа и Клитемнестры, а как потеряла себя Электра. Не про свободу, но про власть ночного кошмара, про юность, ставшую старостью, про «я знаю все, себя не зная», как писал Франсуа Вийон. Но почему бы и нет?

Юлия КЛЕЙМАН, «Петербургский театральный журнал» (блог), январь 2018