Трагедия правого берега - урок для левого
27 ноября 2012
В Красноярском ТЮЗе прошла необычная премьера документального спектакля "Подросток с правого берега".
Её давно ждали в Красноярске, потому что именно этот спектакль должен был подчеркнуть не только долгожданное возрождение нашего молодёжного театра, но и то, что красноярцы находятся теперь не на обочине российского театрального потока, а выходят на самую его стремнину. Что для этого нужно было сделать? Пойти на смелый эксперимент, попытаться стереть саму грань между сценой и жизнью, сделать театральное представление острым, современным и практически документальным.
И это удалось. Молодые не то драматурги, не то журналисты Саша Денисова, Екатерина Бондаренко и примкнувший к ним красноярец Фёдор Парасюк (под опекой опытного московского критика Александра Вислова), действительно, встречались с красноярскими подростками, их учителями и родителями. Добросовестно записывали монологи, как говорится, без купюр, а затем ткали из них эксклюзивное драматическое полотно, которое должно было показать, как реально живёт сегодня правобережное население Красноярска.
Естественно, предполагалось, что промышленная окраина Красноярска не избалована вниманием литераторов, не искушена высоким искусством, но в своём родном театре на солнечной улице Вавилова им будет очень интересно посмотреть самим на себя. Естественно и то, что подростки с правого берега говорят на таком языке, что создатели спектакля вынуждены теперь несколько раз и очень настойчиво предупреждать зрителей, что в постановке используется ненормативная лексика. И кто не хочет слышать мат-перемат, может заранее уйти из театра, деньги за билет вернут. Но никто не ушёл...
Подобные представления в стиле известного в Москве Театра.doc идут сейчас не только в столице, но и во многих продвинутых городах России. В Красноярске на свой страх и риск эту инициативу подхватил один из наших "штатных" театров - а именно ТЮЗ, который как раз и начинался когда-то с эксперимента - и делал это блестяще.
Но в чём тут фокус: не велика ведь смелость взять газетную статью, надеть на себя чёрную водолазку и на пустой сцене под одним фонарём быстро прочитать публицистический текст, демонстративно при этом "не развлекая" публику. Куда сложнее на современном материале сделать захватывающий спектакль, для этого нужен немалый режиссёрский талант.
И очень повезло красноярцам, что у нынешнего ТЮЗа появился такой художественный лидер, как Роман Феодори, которому подобная задача оказалась как раз по плечу. "Подросток с правого берега" - не просто документальный, это, прежде всего, очень динамичный и прекрасно организованный драматический опыт. Сколько здесь всего придумано, и придумано замечательно...
Мало того, что зрители сидят прямо на сцене, они ещё и крутятся на ней по кругу так, что дух захватывает. Актёры же, наоборот, выходят из зрительного зала, а в конце действия уходят обратно, превращаясь в собственные картонные манекены, занимающие все зрительские кресла. Только от одних этих метаморфоз можно действительно растеряться - я смотрю спектакль или сам в нём участвую?
В оставшихся свободных уголках сцены актёры представляют своих героев, каждый раз подчёркивая с бумажным текстом в руках, что они исполняют именно тот монолог, который говорили их герои на самом деле. Причём каждый эпизод поставлен Феодори очень тщательно, всё продумано до мельчайших деталей, при этом калейдоскоп сцен катится так быстро и естественно, словно ты не сидишь в зале, а идёшь по улице Вавилова и наблюдаешь эти картинки одну за другой, одну за другой...
Актёров разделять и выделять не хочется, все молодцы, все очень старались. В их общей игре словно возродился дух той трепетной студийности, которой отличался наш ТЮЗ в лучшие свои годы. И пусть это движение продолжится, потому что на таком творческом подъёме можно не только "подростков", но, как говорится, и Гамлета "засандалить" в трёх актах с двумя антрактами. И это будет здорово...
Ну а теперь немного о том, ради чего всё делалось. "Подросток с правого берега" - трагическая история из современной жизни. Рухнувшая промышленность, безработные родители, вынужденные судорожно искать хоть какие-то источники для существования, алкоголь, наркотики, многочисленные гастарбайтеры, оккупировавшие рынки и городские окраины, - и наши дети, которые всему этому могут противопоставить только свою собственную жажду жизни и природное умение выживать в предложенных кем-то обстоятельствах. Эти подростки - далеко не ангелы, но с какой болью и любовью создают их образы актёры нашего ТЮЗа.
И это вовсе не детская сказочка-страшилка, не чёрная комедия, это достаточно глубокий и точный срез того, что происходит сегодня в России, вот почему эту пьесу очень полезно будет посмотреть нашим чиновникам-реформаторам, причём самого высокого ранга, когда они проводят жестокие реформы, закрывают заводы, делят бюджет в пользу самих себя, разоряют школы и дружат с криминалом на ниве охраны общественного порядка, вся эта нынешняя политика, в конце концов, оборачивается детскими трагедиями, подростковой заброшенностью. Не все наши дети уезжают учиться и набираться опыта в Англию, кто-то остаётся и здесь, на правом берегу...
Справедливости ради надо заметить, что жителям правого берега Красноярска не стоит обижаться на такое название, это спектакль и о левом береге тоже, и о Солнечном, и Северо-Западном, и пригородной Берёзовке, и славной Козульке, и глинозёмном Ачинске. Самое обидное, что, судя по всему, эти самые подростки с правого берега могут спектакль, придуманный про них и для них, попросту не увидеть. В России уже действует закон, ограничивающий возраст тех, кто может смотреть постановки с ненормативной лексикой.
А то, что в реальной жизни ребятишки матерятся вовсю уже лет с десяти, и то, что им было бы очень важно сходить в театр и увидеть, что кому-то из взрослых есть до них дело, вот - даже целую пьесу сочинили, и, может быть, после этого в их одиноком существовании стало бы чуть-чуть больше смысла и надежды на лучшее... Вот почему так важно - увидят ли тюзовского "Подростка с правого берега" эти самые подростки с правого берега?
На снимках: Вот такие они - подростки с правого берега. А зрители - на сцене вместо актёров. Манекены актёров заполнили зал Красноярского ТЮЗа, стирая грань между сценой и реальностью.
Леонид ФЁДОРОВ,
Фото Ларисы РЯБИНИНОЙ
"Красноярский рабочий", 27 ноября 2012 г.