Тимур Насиров: «Нас окружает тотальная виртуальность»
05 сентября 2011
Красноярский ТЮЗ готовится к открытию нового творческого сезона. В театре полным ходом идут репетиции спектакля «Фаренгейт-шоу» по роману Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Выпущена эта работа будет на грант Фонда Михаила Прохорова и при поддержке краевого министерства культуры. Премьера состоится на большой сцене ТЮЗа 22 сентября. Художник-сценограф постановки — Никита Сазонов, художник по костюмам — Мария Пиир, художник по свету и видеоинженер — Денис Зыков, хореограф — Ирина Яреметова, музыку пишет Евгения Терехина. О том, какие идеи команда намеревается отразить в «Фаренгейт-шоу» — слово режиссеру Тимуру Насирову.
- Спектакль будет очень сильно «по мотивам», в инсценировке все переработано. Почему? Да потому что роман Брэдбери был написан в 1953 году, с тех пор некоторые реалии вокруг очень сильно изменились. И главная проблема, на мой взгляд, уже не в том, что люди не читают книги – это не страшно, не будет книг, значит, будет что-то еще. Важнее другое: где та самая реальность, которая по-настоящему реальна? И кто мы такие на самом деле? Это главный вопрос.
Мы живем в непонятном мире. Телевизоры, компьютерные игры, реклама, шоу и сериалы заменяют нам общение. Мы общаемся on-line в Интернете или по мобильной связи. При встрече мы обсуждаем то, что видели в Интернете или по телевизору. Первое, что мы делаем, придя домой, — включаем компьютер или телевизор. Музыка оглушает нас в метро, автобусах, магазинах, в наушниках. Если случается какой-то сбой, и мы не слышим привычных звуков – музыки или бормотания радиоведущих – нам становится не по себе. Мы теряемся и ищем возможность снова погрузиться в иллюзорный мир, составленный из нереальных голосов и картинок. Реальности перепутываются, виртуальность везде. Отсюда и приставка «шоу» в названии спектакля. Шоу тотально, оно повсеместно. Итак, тема нашего спектакля – виртуальность, бесконечная, множащаяся. Вернее, поиск реальности.
Как разорвать эту цепь? Нужно учиться видеть мир собственными глазами и исходя из своего видения создавать личную реальность, стремиться быть творцом, а не марионеткой. А это самое трудное, потому что непонятно, с чего начинать. Куда ни кинь — всюду клин, реальности не существует. Найти в этом безумном мире свою индивидуальность и сохранить ее невероятно сложно… И в книгах тоже нет ответа. Потому что книга — это всего лишь набор букв. Наивно полагать, что откроешь книгу, и сразу все в жизни станет понятно.
Главный герой нашего спектакля Монтэг — маленький человек, очень добропорядочный, он всегда жил и поступал по правилам своего общества. Не задумывался о том, счастлив он или нет — ему это и в голову не приходило. Хранил книжки (это был его маленький бзик) — не читал, а просто хранил, это щекотало ему нервы, потому что книги в его обществе были запрещены, и сам он тоже принимал непосредственное участие в их уничтожении. Потом в его жизни происходит ряд событий, вследствие которых ему приходится скрываться. Из одного мира Монтэг попадает в другой, не менее странный — к маргиналам-книжникам. Они заучивают наизусть книги и таким образом пытаются спасти изложенные в них знания от уничтожения, сами «становятся книгами». Монтэга в этот мир не принимают, он в нем лишний. И ему эта среда тоже чужда, потому что она по-своему виртуальна. И вот мы опять возвращаемся к главному вопросу: а что же тогда реально?..
Не знаю, как этот замысел отразится в спектакле. Возможно, в процессе репетиций какие-то акценты вообще поменяются. Но об этом предлагаю поговорить уже после премьеры.
P. S. Добавим, что Монтэга сыграет Максим Бутивченко, Битти – Савва Ревич, Клариссу – Анна Зыкова, Милли – Светлана Киктева. Также в спектакле заняты Анатолий Пузиков, Алексей Бураков, Вячеслав Ферапонтов, Александр Мишин, Евгений Дейхин, Евгений Хулуев, Сергей Тисленко, Анатолий Кобельков, Боград Мкртычьян, Алина Старикова, Юлия Наумцева, Анна Киреева, Наталья Кузнецова, Наталья Новоселова, Екатерина Кузюкова.
Елена КОНОВАЛОВА
Интернет-журнал "Красноярск Дэйли", 05.09.2011