Театры в творческом азарте
01 апреля 2022
27 марта в Красноярске завершился краевой фестиваль «Театральная весна – 2022». Зрители посмотрели более 20 спектаклей – лучшие работы театров из Красноярска, Норильска, Шарыпово, Лесосибирска, Канска, Железногорска и других городов.
Подготовка к «Театральной весне» началась еще осенью 2021 года. Экспертные советы отправились в территории, где отсмотрели драматические спектакли и постановки музыкальных театров региона, в том числе созданные в пандемийное время.
Для конкурсной программы выбрали 21 спектакль разных жанров: мюзикл, оперу, психологический балет, стендап-трагедию, мистический триллер и др. За 12 дней фестиваля их увидели более семи тысяч зрителей.
Татьяна Тихоновец, председатель жюри, театральный критик, член экспертного совета и жюри национальной театральной премии «Золотая маска» разных лет:
Красноярский край огромный. И это замечательно, что здесь проводится фестиваль «Театральная весна». Нужно, чтобы раз в год все театры собирались – посмотреть в глаза друг другу, соизмерить свои силы. Актеры на таких фестивалях встречаются с другой публикой, пытаются завоевать непривычный им зал. Это развивает не только театры, но и зрителя. В этом году на всех фестивальных спектаклях были полные залы. Люди специально приходили посмотреть коллективы из отдаленных городов и районов края.
Я была экспертом одного из первых фестивалей «Театральная весна», больше месяца ездила по краю и смотрела спектакли. Многие театры находились в плохом творческом состоянии. Удручал художественный уровень постановок. С тех пор многое изменилось. Пришли молодые, хорошо обученные в столичных театральных институтах режиссеры. Благодаря их художественному руководству и эстетическим устремлениям театры выросли.
Самые принципиальные изменения произошли в Красноярском ТЮЗе. Сейчас его спектакли известны всей театральной России. Спектакли этого коллектива проходят с аншлагом.
Радует то, что изменилось творческое состояние театров малых городов. Их спектакли на равных участвуют в крупных российских фестивалях, включая «Золотую маску».
Дмитрий Белянушкин, оперный режиссер, главный режиссер Михайловского театра (Санкт-Петербург), педагог кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра Российского института театрального искусства:
– Я оперный режиссер, но люблю драматический театр и внимательно слежу за тем, что происходит не только в нашей стране, но и во всем мире в театральной сфере. И тот уровень, который я увидел в Красноярске, – мировой: отличные артисты и постановщики, интересное художественное оформление.
Для меня настоящим открытием стали небольшие театры, которые располагаются далеко от центра. Они показали большое искусство! Их талантливые работы сделаны из подручных средств. Но эта простота – самое дорогое в театре. Так достигается эффект волшебства.
Потрясающий спектакль поставили в Красноярском театре кукол – «Сказки для тех, кто еще не вырос», на который я с удовольствием пришел бы со своим ребенком. Здесь так все продумано: артисты не только работают с куклами, но и включают свое актерское мастерство.
Уникальный ход придумали постановщики «Мертвых душ. Том 2» из Лесосибирска. Здесь все сделано гармонично и талантливо, я считаю, этот спектакль должны посмотреть все – и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Удивительно, как в крохотных коллективах рождаются такие потрясающие работы!
Жанна Зарецкая, театральный критик, шеф-редактор сайта журнала «Театр»:
– С театрами Красноярского края я встречалась на разных фестивалях. Здесь есть коллективы хорошего российского и даже международного уровня.
Например, на безусловно европейском уровне работает сегодня Красноярский ТЮЗ.
Для меня необъяснимо, что спектакль «Гоголь. Экспонаты» Даниила Ахмедова и Романа Феодори не попал ни в одну из номинаций фестиваля. Это уникальная работа, мастерски воплотившая и фантасмагорический мир Гоголя, и его боль и нежность в восприятии России, русской души.
В этом спектакле отчаяние и тоска большого писателя уравновешиваются гармонией и красотой, которую сотворили постановщики и актеры. Свобода их фантазии, ее полет дают залу и мощнейший заряд энергии, и надежду.
Как драматический критик я в год смотрю до 300 спектаклей. И я убеждена, что «Гоголь. Экспонаты» – событие всероссийского масштаба.
Полную версию публикации со список лауреатов фестиваля читайте в источнике: