Театр Вахтангова гостеприимно распахнул двери Красноярскому ТЮЗу

20 августа 2021

bez-nazvaniya.jpgПресс-конференцию, посвященную гастролям Красноярского ТЮЗа, открыл директор Театра им. Евг. Вахтангова Кирилл Крок. Он представил журналистам художественного руководителя Театра Юного Зрителя Романа Феодори и директора театра Наталью Кочорашвили:

- Театр юного зрителя из Красноярска - один из лучших театров в стране. Я много раз бывал в Красноярске с гастролями и по своим делам и всегда заезжал в ТЮЗ. Он живет необыкновенной творческой жизнью, наполненной событиями, экспериментами, спектаклями. Я вдохновился, когда Роман Феодори и его коллектив привозили в Москву в рамках «Золотой маски» спектакли «Биндюжник и король» и «Алиsa». Это очень хорошие современные спектакли для детей и взрослых. Мне кажется, именно таким современным языком сегодня должен разговаривать театр, который ориентирован на молодежную аудиторию. В красноярском ТЮЗе делают совершенно невозможные вещи, которые иные региональные театры даже представить себе не могут…».

Директор театра Наталья Кочорашвили:

- Хочу сказать, что дорога в Москву была очень непростая, и, мы очень благодарны нашим партнерам по поддержке детских и молодежных театров «Больших гастролей»: ФГБУК «Росконцерт», Министерству Культуры России и Театру Вахтангова за прекрасную организацию «Больших гастролей». Вся эта затея была бы невозможна на средства нашего театра. Наш ТЮЗ располагается на далекой рабочей окраине города Красноярска и не в специальном помещении, а в ДК, но творит и живет вопреки всему, в том числе и тяжелым нынешним временам. Не знаю, хорошо это или плохо, но в наш театр за три месяца до показа уже невозможно купить билеты. Впереди у нас - реконструкция здания, которое станет более комфортным для зрителя и позволит нам иметь специальные технические помещения, столь необходимые театру.

Все четыре спектакля мы сыграем на большой сцене прославленного Театра им. Вахтангова, что для нас – огромная честь. Эти гастроли для нас – большая веха, о которой мы мечтали и надеемся на то, что московские зрители будут приятно удивлены, и ведь так здорово, что мы приехали в Москву, и вам не придется лететь пять часов до Красноярска.

Художественный руководитель театра Роман Феодори:

- Мы единственный драматический театр для детей и молодежи в городе - миллионнике, и не имеем никакого права зацикливаться на одной истории, мы должны развиваться во всех направлениях, чтобы зритель, приходя к нам, мог увидеть все разнообразные высказывания. Нам очень важно работать именно с юными зрителями. Мы с радостью наблюдаем, как ребенок, начиная с таких детских спектаклей как «Снежная королева», переходит через сложнейший драматургический материал, и далее мы его видим на Ибсене или Сартре.

В Москву мы привезли четыре постановки: «Алиsа», «Биндюжник и король», «Гоголь. Экспонаты» и «Хлебзавод». При выборе спектаклей нам хотелось отразить «лицо театра», и оно получилось довольно экспериментальным. Ни один из привезенных спектаклей я не могу назвать «классическим театром», ни в одном нет бытового решения, а есть решение парадоксальное. Мюзикл по Бабелю, визуально-пластический этюд по Гоголю, в «Алиsе» тоже нет ни одного слова, «Хлебзавод» - некая инсталляция в стихах, написанных педагогом Алексеем Олейниковым. Для каждого режиссера, работающего над спектаклем, было важно пойти за драматургом, познать его, осмыслить и передать зрителем. По поводу драматургии и литературы, кстати: благодаря директору Наталье Игоревне, в театре стало возможным появление книжной лавки. И с какой же радостью мы наблюдаем, как после каждого спектакля сметаются книги соответствующего автора: Сартр, Ибсен, Андерсен и др. Люди, посмотрев историю, захотели прочитать это своими глазами. А еще мы обсуждаем со зрителями увиденное и прочитанное. Они потрясающие, эти молодые ребята, наши зрители! Мне кажется, главное, чем должен заниматься театр для детей – прививать чувство вкуса и чувство сострадания, эмпатии.

Директор театра Наталья Кочорашвили:

- В чем мы еще совпадаем с Романом – в том, что каждый год он приглашает для постановок новых режиссеров. Это могут быть и маститые, и современные молодые режиссеры, и мы создаем пеструю палитру репертуарной политики, которая делает наш театр очень востребованным.

Для зрителей спектакля «Гоголь. Экспонаты» в холле Вахтанговского театра установили часть инсталляции, привезенную из Красноярска. Инсталляцию создали художница Ольга Никитина, ученица режиссера Дмитрия Крымова и главный художник Красноярского ТЮЗа Даниил Ахмедов.

- Жаль, что мы не смогли привезти полную инсталляцию. - Сказал Роман Феодори. - Наши зрители приходят за час и погружаются в необычную атмосферу. Я переживаю, как московские зрители воспримут спектакль Даниила. Даниил Ахмедов – вообще-то не режиссер, а художник. Мы с ним учились в Санкт-Петербурге, и с тех пор он мечтал о «Невском проспекте». Возможно, к повестям Гоголя «Невский проспект» и «Шинель» добавятся и другие произведения.

В планах Красноярского ТЮЗа на новый сезон – премьера оперы «Жанна д’Арк». Оперу для драматических артистов напишут Михаил Бартенев и Ольга Шайдуллина. Специально под наши голоса. Мы ждем с нетерпением и волнением. Премьера состоится через полгода.

Директор театра Вахтангова Кирилл Крок в заключение добавил, что вахтанговцы сами много работают и обычно театр не предоставляет свои сцены, тем более, главную сцену гастролерам, но он столь вдохновился спектаклями Красноярского ТЮЗа и самоотверженностью коллег, что просто не смог не отреагировать.

19 августа Красноярский ТЮЗ представил визуально-пластический этюд по прозе Гоголя «Гоголь. Экспонаты»

В мире Николая Васильевича Гоголя интересней всего находиться художникам и артистам, потому что его сказочно-мистические произведения дают волю фантазии. Творцам визуальных искусств есть, где разгуляться и чем поразить зрителя.

Талантливая команда Красноярского ТЮЗа своим прочтением знакомых историй восхитила по-взрослому. Воспользовавшись знаменитой гоголевской мистификацией, художник и режиссер Даниил Ахмедов, композитор Евгения Терехина, хореограф Мария Сиукаева вместе с артистами создали головокружительное живописное полотно, которым восхищенная публика любовалась более двух часов.

И чему только не нашлось места в этой постановке, начиная с самого писателя, который долго вылепливал своих героев, затем одушевлял их, мучаясь и терзаясь неповиновением, а когда они, наконец, ожили и стали действовать, удивлялся их неожиданным выходкам и печалился трагическому финалу. Гоголю Петербург был враждебен, не подходил ни климатом, ни людьми, потому писатель всей силой своего Гения на века ославил питерских чиновников, непогоду и множество «больших» людей с их фальшивой значимостью и «маленьких» с их нелепой одержимостью.

Выразительные лица, колоритные костюмы, восхитительная характерная пластика, мастерство преображения, яркие остроумные спецэффекты – все это воспринимается и священнодействует, заставляя зрителя ежеминутно вовлекаться в происходящее, считывать художественные послания от постановщика и сравнивать с собственными ассоциациями и воспоминаниями.

Сны и бессонница, видения и реальность, безжалостная сатира и грустный юмор, старые и новые шинели, летящие вуали и бесстыдные дамские наряды, разновеликие стулья чиновников и зрительские кресла партера, метель, заволакивающая героев, и карета, раздавливающая их. Все это кружится и сменяется в бесконечной попытке угадать, куда же все-таки несется Русь.

Нет ответа, но зато в памяти остается настоящее театральное чудо.

Лариса Каневская, журнал «Мнение», 20.08.2021