Театр молодости нашей

09 декабря 2009

peppi-dlinnyjchulok.jpg4786 декабря в Красноярском ТЮЗе состоялся юбилейный вечер, посвящённый 45-летию этого театра, о легендарной дебютной поре которого с ностальгической грустью вспоминают многие.

Нет, это не просто ностальгия по собственной ушедшей молодости. В 60-е годы прошлого века ТЮЗ и впрямь был для красноярцев, и не только юных, неким оазисом всего нового, свежего, нестандартного - и в драматургии, и в режиссуре, и в манере актёрской игры. Вспоминаю, как мы с друзьями по несколько раз ходили на такие замечательные спектакли, как "Ревизор", "Ябеда", "Фрол Скабеев", "Троил и Кресида". О тогдашнем ТЮЗе не раз вспоминал замечательный наш художник Андрей Поздеев, который, кстати, работал в 70-е годы над оформлением спектакля "Судьба барабанщика", поставленного молодым Камой Гинкасом. Совсем недавно по телеканалу "Культура" был показан творческий вечер Камы Гинкаса, во время которого знаменитый ныне режиссёр не раз возвращался к воспоминаниям о своей работе в Красноярске как о самой светлой, романтической поре жизни...

Специально на юбилей приехала из Санкт-Петербурга народная артистка России Лариса Малеванная, чей творческий путь начинался 45 лет назад здесь, на сцене ТЮЗа. Сейчас она играет заглавную роль в спектакле "Странная миссис Сэвидж" (о чём мы подробно писали на страницах "Красноярского рабочего"). А в те месяцы, когда Малеванной нет в Красноярске, роль миссис Сэвидж исполняет другая замечательная актриса, наша землячка и тоже ветеран ТЮЗа, заслуженная артистка России Галина Елифантьева.

Мы встретились с Галиной Вениаминовной накануне юбилея театра, и я попросил её поделиться воспоминаниями о том, как начиналась её артистическая карьера в ТЮЗе.

- Я приехала сюда в 1966 году, это был уже третий сезон театра, успевшего стать популярным не только в Красноярске, но и в других городах России, в том числе в моём Петрозаводске, где я занималась в театральной студии. Помню, как меня поразило, что во время гастролей красноярского театра люди на каждом шагу спрашивали, нет ли лишнего билетика... У нас такого я никогда в жизни не видела! Это было настоящее паломничество зрителей! И вот тогда моя руководительница театральной студии посоветовала мне "показаться" красноярцам... И меня взяли!

- Помните ли вы свои первые роли?

- Сначала были вводы, играла в массовке. Самая первая роль - одна из гостий в "Бароне Мюнхгаузене". Потом была роль бабки Кваши в спектакле "Трень-брень", поставленном Геннадием Опорковым. Потом я сыграла в его же спектакле "Жаворонок" мать Жанны. Вообще с Опорковым мне особенно хорошо работалось. Довелось работать со Штокбантом, с Мочаловым. А какие замечательные режиссёры были Кама Гинкас и его жена Генриетта Яновская! Или Александр Каневский, Юрий Шилов, Владимир Ветрогонов... А Владимир Берзин - гениальный был режиссёр! На его спектакли думающие зрители по несколько раз ходили.

- Актёры в тогдашнем ТЮЗе тоже были отменные... Недавно ушёл из жизни Николай Олялин - прекрасный артист театра и кино, начинавший здесь, в Красноярске. Помните ли вы его?

- Ещё бы не помнить! Мы с Олялиным были хорошо знакомы. Это был необыкновенно добрый, широкой души человек. Его все любили, со всеми он умел общаться, и зрители его любили тоже. Он хотел всем помочь, всегда откликался на чужую беду. И актёрские данные у него были необыкновенные. Особенно голос - поразительной красоты! Он мог шёпотом говорить - а его все слышали. Помню, в "Жаворонке" он тихо пел "О, унеси меня скорей..." - а слышно было даже на галёрке. А как выразительно он сыграл небольшую, казалось бы, роль Полицейского в "Ревизоре"!

- Как складываются ваши нынешние отношения с Ларисой Малеванной в совместной работе над заглавной ролью в спектакле "Странная миссис Сэвидж"?

- У нас всё нормально, она очень деликатный человек. Лариса сама предложила мне сыграть с ней эту роль, за что я ей благодарна. Точно также я была ей благодарна и сорок лет назад, когда, уходя из ТЮЗа, она передала мне роль Марютки в спектакле "Сильнее любви" по рассказу "Сорок первый" Бориса Лавренёва. И место в гримёрке мне тогда отдала: "Садись, Галя, это хорошая примета!" А мне и впрямь после этого повезло - я стала заслуженной артисткой... (Смеётся). Подругами мы и тогда, конечно, не были - она была ведущая актриса, а я только начинала. Но я всегда чувствовала к себе её внимание, мы переписывались, иногда встречались.

- Что могли бы вы посоветовать новым драматургам и режиссёрам? Чего ждёте от современного театра?

- У меня дети растут, за которых я переживаю. Они тоже ведь могут пойти в театр... Тут вот ездила недавно в Канск, на театральный фестиваль, там читали пьесы новых драматургов. И впечатление от этих пьес у меня угнетающее! Столько негатива! Очень бы хотелось, чтобы на сцене нашего ТЮЗа чаще появлялись такие спектакли, которые рождали бы хоть какую-то надежду. Кстати, в спектакле "Странная миссис Сэвидж" есть свет надежды...

- Поздравляю с юбилеем родного театра и желаю, чтобы вас и всех тюзовцев никогда не покидал свет надежды. Ну а мы, зрители, с нетерпением будем ждать новых премьер...

- Ждать недолго - до Нового года у нас состоится премьера спектакля "Суд над Золушкой". Так что добро пожаловать!

Эдуард РУСАКОВ
НА СНИМКЕ: Сцена из спектакля "Пеппи Длинныйчулок" (в центре - Галина Елифантьева в роли фрекен Розенблюм).
"Красноярский рабочий", 9 декабря 2009 г.