Страсти по Наташе в стиле рэп

20 октября 2011

138.jpg478В Красноярском ТЮЗе состоялась премьера спектакля "Наташина мечта" по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович в постановке главного режиссёра театра Романа Феодори.

Из камерной монодрамы, рассказывающей о злоключениях детдомовской девчонки Наташи, режиссёр ухитрился сделать пёстрое, яркое, звонкое зрелище, населив его множеством актёров, танцоров, и назвал всё это действо в стиле рэп "урбанистическим антимюзиклом". Можно упрекать режиссёра в том, что он слишком уж покусился на авторский текст и перетянул одеяло на себя, но поставленной цели добился - заставил зал, состоящий, как и положено по определению, в основном из юных зрителей, бурно откликаться на все формальные приёмы, вокально-хореографические феньки и примочки, которыми перенасыщен спектакль, особенно первое действие (второе показалось куда более монотонным). Пацаны и девчонки, естественно, любят, когда с ними разговаривают на их языке. А если ещё речь завести о проблемах подросткового возраста, то успех обеспечен.

Сирота Наташа, которую с полной отдачей играет артистка Анна Киреева, в свои пятнадцать лет успела много перестрадать. Трудное детство, смерть матери, суровые будни детдома с его законами волчьей стаи, желание утвердиться в жестокой жизни и не стать "лохом". Ощущение одиночества и мечты, мечты... Главная мечта Наташи - найти своё девичье счастье, встретить Его, единственного. Стремясь доказать подружкам свою "крутизну", Наташа прыгает с третьего этажа и попадает в больницу. Там она знакомится с журналистом Валерой, который хочет написать о ней заметку в газету. Наташа влюбляется в него, и ей кажется, будто Валера отвечает на её чувства. А когда она узнаёт, что у него есть другая девушка, то с помощью подружек подкарауливает соперницу и жестоко её избивает. Такая вот жуткая и вполне достоверная история.

Во время беседы со зрителями, состоявшейся сразу после спектакля, Роман Феодори сказал: "Эту пьесу сочинил автор, а спектакль сочинили и сыграли все артисты театра. Нам захотелось ярче проявить то, что думает героиня, мы хотели увидеть мир глазами этой девчонки. Любой ребёнок, приходящий в этот мир, его не выбирает. Мы, взрослые, в ответе за них. Особенно я благодарен рэп-исполнителю и автору текстов Олегу Атякшеву, благодаря которому весь музыкальный ряд звучит мажорно". В ответ на упрёки в преобладании негатива автор пьесы Ярослава Пулинович, специально приехавшая на эту премьеру, призналась: "Мне-то казалось, что, как и в жизни, в моей пьесе много не только страшного, но и смешного. И дети, уверена, воспринимают жизнь так же..."

Подтверждением её слов была бурная реакция публики на это многоликое и многоголосое действо. Прихотливый и очень условный по форме спектакль этот в то же время лишён элитарности, он вполне демократичен, доступен самому неискушённому зрителю. Не скажу, что всё мне понравилось (сама жизнь этих грубых подростков, ушибленных судьбой, нравиться никак не может), но меня, как и многих, эта история "зацепила", задела, и душа откликнулась на косноязычную мольбу Наташи, на её мечту о счастье.

Конечно, каждый должен сам отвечать за свои поступки, и Наташе придётся ответить за своё преступление. Но она ведь не выбирала для себя эту грубую и жестокую жизнь. Мечтала она, как и многие, совсем о другой жизни. Ах, если бы весь этот дурной морок развеялся, как болезнь... Выздоравливай скорее, Наташа!

Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 20 октября 2011 г.