Сортировка лучшего

30 марта 2012

У фестиваля «Ново-Сибирский транзит», который пройдёт в конце мая, размах почти необъятный. Представьте: «собрать земли» трёх регионов восточней Урала, присоединив к российскому театральному пространству обособленный Дальний Восток, и выявить всё самое достойное, что накоплено провинциальными театрами за два последних года.

Не «Маской» едины

09.jpg480С 20 по 29 мая в нашем городе можно будет увидеть отборные спектакли из афиш театров Урала, Сибири и Дальнего Востока. Задолго до старта фестиваля «Ново-Сибирский транзит», учреждённого правительством Новосибирской области и театром «Красный факел», экспертный совет из известных театроведов и театральных критиков под председательством Олега Лоевского, специалиста, без которого не проходит, пожалуй, ни один фестиваль профессиональных театров в России, занимался кропотливой и очень ответственной работой — сортировкой лучшего. Все спектакли, а на фестиваль была подана 81 заявка, были просмотрены на видео. Часть из них: 37 спектаклей в 20 городах России — эксперты увидели и воочию.

«Все мы так или иначе представляем “Золотую маску”, — говорит Олег Лоевский о составе экспертного совета фестиваля. — Но мы понимаем, что одного театрального фестиваля в России быть не может. Так возникает более пристальное вглядывание, более детальное отношение к каждому региону. Есть фестивали профессиональные. К ним я отношу “Золотую маску” и “Реальный театр”, который возглавляю сам. А есть фестивали как средство мониторинга, которые создают представление о том, что происходит вокруг. “Ново-Сибирский транзит” — такого рода. Благодаря ему мы объездили почти все города Дальнего Востока, за исключением Благовещенска: Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск. Теперь у нас есть общая картина происходящего…»

Объехав три региона, эксперты выбрали 21 постановку, которая (за исключением одной, о ней чуть позже) будет показана в Новосибирске. В программе на этот раз есть и спектакли-рифмы разных театров, в основе которых лежит один и тот же материал, и внутренняя микропрограмма пьес о Сибири, и цикл постановок, которые были основаны на лабораторных эскизах.

154 затеи и фокуса

Охарактеризовать в нескольких словах спектакли из афиши «Ново-Сибирского транзита» Олег Лоевский взялся в географической последовательности, начиная с самого западного города, попавшего в программу фестиваля. Это Екатеринбург, который будет представлен сразу двумя театрами. Один из них — Екатеринбургский ТЮЗ со спектаклем «Без вины виноватые» в постановке известного петербургского режиссёра Григория Дитятковского. «Этот спектакль — номинант “Золотой маски” этого года. Мы не стремились идти вслед за “Золотой маской”, дыша ей в затылок. Но всё-таки никуда не денешься: то, что было выбрано экспертами прошлого года, — это лучшие провинциальные спектакли, которые есть в России», — объясняет выбор Олег Семёнович.

Ещё из Екатеринбурга — лермонтовский «Маскарад» «Коляды-театра». Любопытно, что это название эксперты взяли на свой страх и риск — к моменту отбора постановок на фестиваль спектакль ещё не вышел. «Интересно привезти его сюда, потому что здесь есть свой “Маскарад”, в “Красном факеле”, — уточняет Олег Лоевский. — А у Коляды это не “Маскарад”, а 154 затеи и фокуса». К слову, спектакль екатеринбуржцев в Новосибирске увидят впервые в России. А вне конкурсной программы будет показана искромётная комедия «Баба Шанель», написанная Николаем Колядой, которого в нашем городе пока знают больше как режиссёра, чем как плодовитого драматурга.

Возрождение легенды

Впервые в фестивальной программе будет представлен Челябинск. «Театральная ситуация там не совсем благоприятная. Но появился спектакль, который достоин войти в программу “Ново-Сибирского транзита”», — комментирует Олег Лоевский. Это спектакль Камерного театра «Балаганчик» по Блоку, подхватывает тему член экспертного совета, театральный критик Владимир Спешков: «Как вы знаете, есть великая легенда столетней давности — знаменитый спектакль Мейерхольда в театре Комиссаржевской. Чуть больше ста лет прошло, и в Челябинском камерном театре родился новый “Балаганчик”, который интересен тем, что это музыкальный спектакль. Специально для него композитор, дедушка уральского рока Александр Пантыкин, написал полтора часа оригинальной музыки, а Лариса Александрова, которая больше известна как хореограф и мастер современного танца, выступила как режиссёр. Получилось экспериментальное эстетическое и заво­раживающее действо».

Тюменский драматический театр привезёт в Новосибирск «Мольера» по «Кабале святош» Михаила Булгакова. «В этот театр пришла новая команда, — восстанавливает контекст Евгения Тропп, эксперт фестиваля. — Появился новый директор, который по первой профессии актёр. Он играет главную роль в спектакле “Мольер”. Режиссёр этого спектакля хорошо известен Новосибирску. Это петербургский актёр Александр Баргман, который в последние годы очень содержательно занимается режиссурой. В основном его работы камерные. “Мольер” — первая работа Баргмана на большой сцене».

Как поставить это в театре?

«Какой же фестиваль без Омского театра драмы? — задаётся риторическим вопросом Олег Лоевский. — Это один из лучших театров России, с блистательной труппой и интересной режиссурой. Спектакль, который мы берём на “Ново-Сибирский транзит”, участник “Золотой маски” этого года. Это “Август. Графство Осейдж” в постановке польского режиссёра Анджея Бубня. В новосибирском “Глобусе” есть “Графство…”, мы привозим “Графство…”. Есть в программе фестиваля ещё несколько подобных рифм. Интересно сравнить эти работы и рассмотреть подходы к одному и тому же материалу».

Ещё один омский участник, «Пятый театр», тоже на слуху. «Режиссёр Максим Кальсин поставил там прозу пермского писателя Алексея Иванова “Географ глобус пропил”. На мой взгляд, получился очень интересный спектакль, — считает Олег Лоевский.— Иванова многие читали. Это сложный для воплощения на сцене материал. Но Максиму Кальсину удалось найти сценический эквивалент. Получился спектакль открытого зрительского внимания. Он не нацелен на то, чтобы понравиться зрителю. Но с ним очень легко устанавливается связь».

Если не вы к нам, то мы к вам

Новосибирск представлен в программе двумя театральными работами. В «Глобусе», как уже говорилось выше, это «Август. Графство Осейдж» Марата Гацалова, «молодого режиссёра, который завоёвывает сегодня серьёзные театральные позиции». А в «Красном факеле» экспертный совет выбрал работу петербургского режиссёра Дмитрия Егорова по Салтыкову-Щедрину — «Историю города Глупова».

Уникальный случай: спектакль Алтайского краевого театра драмы им. В. М. Шукшина, который также прошёл отбор экспертов, в Новосибирск не приедет. «В Барнауле поставили “Мамашу Кураж и её детей” по Брехту. С этим спектаклем возникла проблема, которую мы решили инновационным способом. Спектакль огромный. И нам легче привезти жюри и часть зрителей в Барнаул, чем этот спектакль — сюда. Он едет на “Золотую маску” и занимает половину бюджета барнаульского министерства культуры». Кстати, с этой постановки фестиваль «Ново-Сибирский транзит» откроется в Барнауле — на день раньше, чем в Новосибирске.

Из шахтёрского — в театральный

«Кемеровская область становится театральным краем. И все три города, где есть театры, а это Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, — будут представлены на фестивале», — неожиданно констатируют эксперты. Кемеровский театр драмы, например, приедет в наш город со спектаклем «Убийцы» Александра Молчанова в постановке Антона Безъязыкова. Любопытно, что он был доведён из эскиза в рамках лаборатории режиссуры, аналог которой в прошлом году впервые проходил в «Глобусе». Прокопьевский драматический театр познакомит новосибирского зрителя с «Язычниками» Анны Яблонской, которая погибла в результате террористического акта в аэропорту Домодедово. И, как это и бывает зачастую, только после смерти пьесы этого автора стали активно ставить в российских театрах. А среди работ Новокузнецкого драматического театра были выбраны «Откровенные полароидные снимки» — спектакль жёсткий и провокационный. Рассказывает член экспертного совета Татьяна Тихоновец: «Пьеса написана более 10 лет назад. Когда-то она произвела впечатление разорвавшейся бомбы. В Новокузнецке пьеса поставлена совершенно по-другому, с сегодняшним подходом к героям и событиям. Человек приходит из тюрьмы, где он сидел за социалистические идеи. И, как оказалось, он возвращается в другой, изменившийся мир. И он пытается в этом мире себя определить. Спектакль вызывает шокирующие чувства, но, как мне кажется, для фестиваля нужны такие спектакли — провокационные, редкие и очень принци­пиальные».

Живые истории

Продолжили краткий географический обзор театры Красноярского края, где традиционно происходит много интересного. «Олег Рыбкин, возможно, впервые в жизни поставил детский спектакль, “Конёк-Горбунок”. И мы его выбрали, — начинает перечислять работы Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина Олег Лоевский. — Мы попробуем внедрять в программу спектакли для детей и молодёжи. Важно готовить нового зрителя на хороших детских спектаклях». Второй спектакль того же театра — «Малыш» режиссёра Андрюса Даряла. «Это очень печальная история о выселении литовцев в Сибирь во время сталинских репрессий. Спектакль уникален. Прежде всего, тем, что две главные роли исполняют не артисты, а два литовца, которые живут в Красноярске».

Канский драматический театр покажет на фестивале спектакль-вербатим, собранный из воспоминаний и интервью артистов. Документальную работу «Жители города К» сделал известный режиссёр Геннадий Тростянецкий. «Конечно, спектакль несовершенный, — считает Татьяна Тихоновец. — Артисты приходили к режиссёру с рассказами о своём детстве, о юношеских драмах, о снах, о родственниках. Есть моменты совершенно пронзительные, а есть и такие, где можно было бы и поджать. Но спектакль получился очень тёплым, он поражает своей искренностью».

В списке открытий

«Ново-Сибирский транзит», как и другие театральные фестивали, призван открывать новые имена. Одно из них — имя (точнее псевдоним) драматурга Егора Черлака, по паспорту Геннадия Григорьева. «Он живёт в Челябинске и работает журналистом в газете “Челябинский рабочий”. Автор 27 пьес, которые имеют успех в формате читок. Многие из них опубликованы, получают награды на конкурсах типа “Евразия”. Но драматург становится драматургом тогда, когда его ставят. Вот мы имеем спектакль. Он, безусловно, успешен: режиссёр Семён Александровский нашёл острую театральную форму», — делится своим открытием Владимир Спешков на тему постановки Красноярского ТЮЗа «Ипотека и Вера, мать её».

В Минусинском театре драмы — свои открытия. «Пьесу ”Таланты и поклонники” поставил молодой режиссёр Павел Зобнин, ученик Женовача. У нас любят взывать к русскому психологическому театру, но крайне редко мы находим образцы этого искусства. На мой взгляд, это эталон. Пьеса Островского не короткая и играют не торопясь. Но это — три часа счастья, когда всё простроено, связано одно с другим, — поэтично описывает свои впечатления от увиденного Владимир Спешков. — Блестящий актёрский ансамбль, работа художника. А то, как играет главную героиню молодая актриса Марина Ковалёва, это просто замечательно. Она физически меняется в процессе спектакля. Выходит юная трепетная девочка, а в сцене прощания на вокзале это — Чулпан Хаматова, глаз не оторвать».

Три действия воды

Норильский заполярный театр драмы удивит и актёрскими работами, и режиссёрским взглядом на «Утиную охоту» Вампилова. «Спектакль поставил молодой режиссёр Егор Чернышов. Пьесе более 40 лет, Егору меньше. Но я впервые вижу постановку, где режиссёр не разбирается с советским прошлым, а ставит экзистенциальную драму. Три действия вода льётся стеной, водопадами, герои проходят сквозь водяные занавесы. И меняются. Театр “Красный факел” уже волнуется, как он переживёт все эти потопы. Но поверьте мне, художественное качество того стоит», — замечает Олег Лоевский.

А с Дальнего Востока в Сибирь приедут спектакли-рифмы. Из Хабаровского ТЮЗа — «Малыш» Ивашкявичюса в постановке Константина Кучикина. Из Якутского ТЮЗа — «Мамаша Кураж» режиссёра Сергея Потапова. Надо отметить, этот спектакль будет играться на якутском языке, но вряд ли оставит ощущение непричастности: он сделан жёстко, энергично, так, что не оторваться. А Сахалин (Международный театральный центр им. А. П. Чехова) привезёт в Новосибирск «Прекрасное далёко». «Это второй спектакль программы режиссёра Павла Зобнина. А пьесу написал Митя Егоров, он же Данила Привалов, который поставил у вас Салтыкова-Щедрина». Такие театральные пересечения и параллели ожидают Новосибирск в конце мая.

Миссия выполнима

«Фестиваль “Ново-Сибирский транзит”— это средство мониторинга театральной жизни: на каком месте мы находимся, как вырастают у нас соседи, какие появляются у них режиссёры, сценаристы, — резюмирует министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева. — Конечно, нам хотелось бы, чтобы Министерство культуры Российской Федерации с большим интересом относилось к этому фестивалю. Но пока, к сожалению, масштабы поддержки не отвечают тем требованиям, которые мы запрашиваем. А мы проводим этот фестиваль и выполняем свою миссию сознательно — и как центр сибирского федерального округа, и как министерство культуры инновационного региона».

Ирина ТИМОФЕЕВА
«Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области» №16, 30.03.2012 г.