Соло на пиле Мартина Мак-Донаха
20 января 2011
Красноярский ТЮЗ показал на экспериментальной сцене премьеру "смешной драмы" Мартина Мак-Донаха "Калека с острова Инишмаан" в постановке молодого столичного режиссёра-дипломника - ученика Романа Виктюка Артёма Терёхина.
Отмечу сразу, молодость не оказалась помехой, и, на мой взгляд, спектакль стал одним из лучших за последние годы в репертуаре переживающего времена поисков молодёжного театра. Вызывает уважение, что в новом спектакле удачно соединились уверенная режиссура и тонкие работы актёров, которые обретают профессионализм от премьеры к премьере.
Пьеса "Калека с острова Инишмаан", написанная обладателем многочисленных наград в области драматургии, штатным драматургом Лондонского Королевского национального театра Мартином Мак-Донахом, считается первой и лучшей в его знаменитой трилогии, вторая часть которой "Лейтенант с острова Инишмор" уже идёт в Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина, третья - "Призрак с острова Инишир" ещё ждёт своего воплощения на красноярской сцене. Трилогия рассказывает о жителях затерянных в океане ирландских островов, ведущих размеренный и однообразный образ жизни.
Герои "Калеки с острова Инишмаан" ничего не в состоянии изменить, даже если случится чудо, как например съёмочная группа из Голливуда во главе с известным кинорежиссёром Робертом Флаэрти, приехавшая на соседний остров для работы над фильмом "Человек из Арана". "Наверное, Ирландия - не такая уж и дыра, - говорит кто-то из героев спектакля, - если сюда едут снимать из Голливуда". Время действия - первая половина 1933 года. Многие из жителей богом забытых островов хотят вырваться из болота в иную, как им кажется, лучшую жизнь, надеясь попасть на глаза Роберту Флаэрти, но лишь калека Билли Клейвен получает приглашение на кастинг, который пройдёт в Голливуде, чем поднимает на тихом острове самую настоящую волну недоумения, возмущения, негодования.
Однако одного желания оказывается мало, и смертельно больному Билли приходится вернуться на остров, с которого он так старался вырваться. "Трудно отпускает Антарктида", - почти афористично выразился один из советских писателей. Актёр Сергей Тисленко очень точно и тонко проживает маленькие радости и большие потери своего героя, его глаза поражают своей смысловой наполненностью. Родители Билли утонули, когда он был совсем маленьким, но обстоятельства их гибели юноша, оставшийся калекой и живущий нахлебником со странными чужими тётками, одна из которых поедает горы чупа-чупсов, а другая в одиночестве разговаривает с камнями, пытается выяснить. Над ним насмехаются парни, его не любят девушки, а вокруг только камни и море, - что остаётся делать, кроме чтения одних и тех же книг и... разглядывания коров?
Впрочем, со странностями все жители острова, причём Мартин Мак-Донах эти странности в тексте ещё и подчёркивает: священник тренирует женскую футбольную команду и норовит ухватить за определённые места своих спортсменок; разносчица яиц Хелен постоянно швыряется яйцами; торговка Эйлин сама сжирает самые вкусные конфеты, ничего не оставляя для продажи; Джонни Патинмайк спаивает собственную мать; рыбак Малыш Бобби швыряется кирпичами в коров и даёт им пинка, чтобы их "взбодрить". И у каждого есть свой "скелет в шкафу". Может быть, поэтому на фоне этой "кунсткамеры" искренне пытающийся добиться правды о гибели родителей и вырваться с острова Билли, несмотря на внешнее уродство, выглядит наиболее симпатичным по сравнению с окружающими.
В очередной раз порадовал Савва Ревич (Малыш Бобби Беннет) - самое удачное приобретение ТЮЗа последних лет. Этот харизматичный актёр, выпускник Красноярского института искусств, долгое время жил в США, затем работал в Абакане, и уже в Красноярске ярко заявил о себе в спектаклях "Собаки-якудза", "Д'Артаньян", "Ромео и Джульетта". Интересно, что кажущийся весьма фактурным на большой сцене, на самом деле Савва Ревич оказывается не таким уж и "накачанным", зато берёт мощной мужской энергетикой. Ему не надо прятаться за маской персонажа, как это удачно делает, скажем, Светлана Киктева, играющая заторможенную, немного не в себе Кейт Осборн, любящую поговорить... с камнями, потому что давно нет писем.
Кажется, впрочем, что в этом спектакле все "не в себе": и главный герой Билли, любящий смотреть на коров, что вызывает нехорошее подозрение у окружающих; и Джонни Патинмайк по прозвищу Пустозвон, зарабатывающий на жизнь сбором новостей - этакий циничный прообраз жёлтой прессы: когда Джонни пытается любой ценой выведать, какая болезнь у Билли, кажется поначалу, что он обуреваем страстями отыскать сенсацию, но лишь когда Джонни поставит в спектакле финальную точку, станет понятно, что волновало его совсем иное. И актёр Денис Зыков очень точно передаёт эти настроения своего персонажа. Хорош и эксцентричен Бартли Маккормик (Анатолий Пузиков) - удачное попадание в образ недотёпистого любителя конфеток, главная мечта которого - посмотреть в телескоп. Актриса Юлия Наумцева, играя Хелен Маккормик, за жёсткой внешностью которой таится нежная душа, наглядно демонстрирует, что "ненормативная лексика" может быть вполне уместна. Пока не до конца определила образ своей героини Эйлин Светлана Шикунова - за маской, найденной той же Светланой Киктевой, увы, не спрятаться, поэтому здесь работа будет продолжена. Смешной образ девяностолетней Мамаши создаёт Максим Бутивченко, однако он был бы хорош в комедиях типа "Тётушка Чарлея", а вот в "Калеке с острова Инишмаан" выглядит абсолютно лишним. Не укладывается в зрительское сознание и вызывает поначалу вопросы возраст актёров, играющих своих героев: скажем, Билли должно быть лет 18, его тётушкам и Джонни Патинмайку за 60, но здесь уж ничего не поделаешь - тюзовская труппа, и приходится рассчитывать на актёрский профессионализм и понимание зрителей.
Особая тема - блистательная музыка композитора Евгении Терёхиной, сопровождающая весь спектакль и заполняющая перебивки между сценами. Создав стилизации под старинные ирландские песнопения, Артём и Евгения Терёхины собрали всех участников "смешной драмы" в своеобразный оркестрик, символизирующий собой некую надежду на лучшее, в котором звучит и аккордеон, и гитара, и духовые, и даже соло на двуручной пиле; особый же зрительский восторг вызывает акапельное хоровое исполнение.
Сергей ПАВЛЕНКО
"Красноярский рабочий", 20 января 2011 г.