Солнечный клоун по имени Д`Урдом
13 февраля 2012
Очередной поход в театр ознаменовался пополнением моей коллекции «театральных анекдотов». Первый мне подарили две бабушки-подружки, сидевшие аккурат за моей спиной. Очевидно, в первый раз оказавшись на «малой сцене» ТЮЗа, бабушки взобрались на зрительский «насест» и долго и изумленно оглядывались, что-то друг у друга переспрашивая. Наконец одна из них, решительно тряхнув головой, с гордым видом заявила, что потребует деньги за билет, что это, мол, такое, спектакль на полу играть собрались, а не на приличной сцене. Вторая хихикнула и с не меньшей гордостью и непреклонностью заявила, что она готова доплатить столько же, только чтобы увидеть ЭТО. Забегая вперед, скажу, что у меня еще долго в ушах звенело от их аплодисментов, которыми они регулярно разражались. Наверное, все-таки им понравилось…
Второй анекдот намного короче. Распорядитель зала, следившая за тем, чтобы зрители, проходя к свои местам, шли не по сцене, а по краю, видимо, «устала» от непонятливости опекаемых. Изнемогая от попыток совладать с непонятливыми гостями, женщина выдала: «Артисты тут босиком валяются, а вы ногами ходите!». Мимино может быть спокоен, его филологическое дело живет и процветает.
Собственно, настроение перед спектаклем было не то чтобы приподнятое, но предвкушающее юморное действо. А как иначе, ведь в программке написано «остропсихологическая клоунада». Я пришел на «д`Артаньяна», поставленного Тимуром Насировым по пьесе Михаила Бартенева. Нет, не премьера. Просто в кои-то веки я выкроил немного времени, чтобы откликнуться на приглашение.
Действительно, цирк, подумалось мне, когда на сцену вышла умопомрачительная шпрехшталмейстер и громогласно предложила не отключать телефоны на время спектакля, а то не дай бог важный звонок кто-нибудь пропустит…
А потом, как чертик из табакерки, выскочил д`Артаньян (Алексей Алексеев). И клоунада расцвела пышным цветом, иногда до степени, когда улыбаясь, говоришь «Дурдом!». Буйный, опьяненный жизнью бесцеремонно-нахальный и мечущийся в попытках объять необъятное щенок. Сунуть нос в чужие дела, подраться с первым попавшимся кандидатом в соперники, влюбиться до отключения мозгов… Хотя они еще и не включались в силу искренней безбашенной юности.
На фоне его выходок троица мушкетеров изначально выглядела смурной похмельной компанией, собравшейся сообразить на троих. Утомленно вальяжный Атос (Денис Зыков), в меру истерический Арамис (Максим Бутивченко) и фантастически непосредственный Портос (Владимир Абакановский). Кстати, в программке, что у меня на руках, в роли Портоса значится Олег Рубцов. И мне пришлось изрядно порыться в сетевых анналах, чтобы отыскать имя того, чья игра мне очень понравилась. Его жалобный вскрик «Он порвал бумажку!» (когда д`Артаньян, стоя перед кардиналом (Савва Ревич), рвет «индульгенцию» за все содеянное) при всей комичной тональности сказанного просто порвал пару струн в расстроенной душе.
Кардинал же весьма походил на всем известного персонажа Владимира Этуша в кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию». Сходство достигает своего пика в сцене, где кардинал и король обсуждают картину. Его преосвященство переходит на иностранный язык, но мимика у него при этом такая, что невольно подставляешь слова Антона Семеновича Шпака: «Ну и домик у нас! То обворовывают, то обзывают, а еще боремся за почетное звание дома высокой культуры и быта! Это же кошмар! Кошмар!».
Комедия, клоунада, где главный клоун – д`Артаньян. Все первое действие градус безбашенного веселья зашкаливает. Казалось бы, радуйся и расслабляйся. Многие зрители так и делали, чего только стоят упомянутые выше бабушки! Но я смотрел на сцену, на происходящее, на героев, которые неотвратимо трансформировались прямо на глазах из любящих выпить балбесов и вороватых слуг в преданных друзей и соратников. Я смотрел на главного «клоуна» – и настроение мое стремительно менялось. Нет, оно не становилось плохим. Просто где-то в области сердца начало отсутствующе ныть. Потому что я вспомнил такого же клоуна-одноклассника. Солнечного клоуна из моего детства. Из времени, когда деревья были выше, трава зеленее, а сиюминутная горесть с лихвой компенсировалась грядущими развлечениями.
Наверное, в каждом классе был свой «солнечный клоун», который, не взирая ни на что, всегда и везде был весел сам и веселил окружающих. Он частенько срывал уроки своими выходками, и учителя выписывали ему неуды по поведению. Но даже они, наказывая мальчишку и вызывая родителей в школу, не переставали улыбаться. Потому что и сами становились на его фоне моложе и жизнерадостнее. Это был такой же сгусток щенячьего восторга, который плещет во все стороны, даря радость и веру в легкость и бесконечность жизни, как и д`Артаньян на сцене ТЮЗа. Солнечный клоун…
Годы прошли, солнечный клоун растворился за монотонными буднями, жизнь не померкла, но поскучнела. Всё стало продуманным, размеренным, однообразным. Похожим на шахматную партию, где ходы просчитываются наперед и конспектируются в амбарных книгах, а время на каждый ход ограничено. И кончилось время, когда в жизнь играли, как в «Чапая», щелчком пальца выстреливая свои шашки по шашкам противника. А не попав, стреляли вновь, потому что верили – их еще много, шашек этих, стрелять, не перестрелять…
Детство растаяло за горизонтом вместе с Солнечным клоуном. Иногда память возвращает его образ, и он машет всем нам, призывая повеселиться. Но мы не идем. Мы очерствели, стали тяжелее на подъем. Мы стали взрослыми и теперь, как тот кардинал, пытаемся навязывать всем свои правила игры. Более того, мы навязываем эти «правила поведения» и своим детям, во многом не давая им права на собственные ошибки. А наш собственный «солнечный клоун», та частица ребенка, что каждый старается сохранить внутри себя, заперт и ему плохо. Мы продуманно поставили его на эшафот в крепости Ла-Рошель, украсив место заклания вкусностями и радостями взрослой жизни, заменив суррогатными материальными ценностями детское умение просто жить и радоваться каждому новому дню...
Арсен МАМАТИЕВ
Yarsk.ru, 13 февраля 2012 г.