«Собаки-якудза» порвали публику
18 ноября 2009
Новую премьеру Красноярского ТЮЗа «Собаки-якудза» уже сейчас можно смело назвать одним из наиболее ярких театральных впечатлений сезона. А для самого ТЮЗа это несомненный и долгожданный прорыв. И что особенно ценно — успех пришел без всякой предварительной помпы и многозначительной шумихи, сопровождающей последние несколько лет выпуск чуть ли не всех премьер театра.
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
Впервые эту пьесу молодого драматурга Юрия Клавдиева многие красноярские театралы могли услышать на первом фестивале современной драматургии «Драма. Новый код» (ДНК) в театре им. Пушкина. Пьеса настолько всем понравилась, что на обсуждении после ее прочтения прозвучало единодушное пожелание — вот бы увидеть ее на сцене!
Чтобы пожелание воплотилось в жизнь, понадобилось полтора года, смена руководства в краевом культурном ведомстве и приглашение на постановку (по рекомендации Олега Лоевского) молодого, но уже зарекомендовавшего себя в театральных кругах питерского режиссера Тимура Насирова. Несмотря на экстремальные условия (а на выпуск Насирову был дан всего месяц, притом что все это время актеры ТЮЗа продолжали активно играть спектакли), результат превзошел все ожидания. Театр продемонстрировал, что в нем еще сохранился немалый заряд творческой энергии и желание развиваться. Как на полном серьезе сказали на премьере коллеги-пушкинцы: «Наконец-то у нас появился конкурент на часть зрительской аудитории». Несомненно, эта action-story (как определил жанр своей постановки режиссер) может стать настоящим молодежным хитом. И притянуть в театр ту публику, которая отродясь в нем не бывала.
КРЕДИТ ДОВЕРИЯ
Впрочем, говоря по чести, актеров ТЮЗа и прежде нельзя было упрекнуть в лени — выкладываются они всегда на совесть. Вот только выплеск этой энергии до последнего времени, по большому счету, был вхолостую — плохие спектакли на одном энтузиазме не вытянешь. В «Собаках-якудза» совпало все — актерский драйв, умелая режиссура, точная сценография Никиты Сазонова, невероятно стильные костюмы Елены Соколовой, мастерски выстроенные бои Александра Бухонова (все, кто побывал на премьере, отметили, насколько пластично двигаются артисты).
В итоге на сцене развернулась история современного Маугли, волею судеб заброшенного в каменные джунгли большого города. Ирландский сеттер Свен (Алексей Алексеев) оставлен своим хозяином на помойке. Эту выброшенность, ненужность особенно подчеркивает сценография — старые ржавые автомобили, забытые людьми так же, как и их собаки, вынужденно обосновавшиеся здесь. Свен быстро избавляется от иллюзий и начинает приспосабливаться к этим неприветливым условиям. Но в отличие от Маугли, вступив на тропу войны в борьбе за выживание, он незаметно сам становится Шер-ханом… Или драконом, если вспомнить еще одну литературную аналогию. Ассоциаций и параллелей на этом спектакле возникает множество — и со всякими западными боевиками, и с японскими аниме, и отечественными «бригадными» киноразборками. И все же, несмотря на зрелищность и кажущуюся визуальную доминанту, главное здесь другое. Невозможно не посочувствовать всем этим лузерам и аутсайдерам — на помойку жизни они попали не по своей воле…
Очень хочется надеяться, что «Собаки-якудза» — не последняя постановка Тимура Насирова в Красноярском ТЮЗе. И что «Тимур и его команда» (как уже метко окрестили в самом ТЮЗе всех создателей и участников спектакля) еще не раз приятно удивят красноярскую публику. Такие аплодисменты и овации, какие были после премьеры «Собак», в этом театре трудно и припомнить. А артисты, вдохновленные успехом, бросились качать своего режиссера. Кредит доверия получен недвусмысленный.
Елена КОНОВАЛОВА
Фото Александра Паниотова
«Вечерний Красноярск», 18 ноября 2009 года