Гид по фестивалю «Территория.Красноярск»
31 августа 2018
Гид по фестивалю «Территория. Красноярск»
Помните, еще Салтыков-Щедрин говорил, что в России просвещение нужно вводить крайне осторожно, желательно без большого кровопролития. Насильственное кормление культурой действует плохо. Наш красноярский ТЮЗ следует заветам классика: в 2016 году задумали и провели фестиваль юного зрителя «Язык мира», представляющий лучшие образцы современного искусства, адресованного детям. В 2018м подросшую и подготовленную аудиторию приглашают на совместный проект международного фестиваля-школы современного искусства TERRITORIЯ и Московского музея современного искусства ММОМА. Куда пойдем? Спектакли, лекции, мастерклассы и встречи с актерами, режиссерами и избранными работами из коллекции музея современного искусства?
«МУХИ»
Прямо сейчас можно сказать, что в этом году нет более ошеломляющего театрального действа, происходящего в Красноярске, чем спектакль Романа Феодори «Мухи». Атмосфера, голоса, видеоинсталляции, художественные решения, которые мы видим на сцене, их отражение в отзывах приходящей публики и в целом уникальная театральная и смысловая вибрация, которую несет спектакль, дают незабываемое переживание в лучших традициях мифа «Театральная столица Сибири», которые сам же театр и формирует. Описанию впечатления от спектакля не поддаются: «слишком личные переживания» или «очень остро» –звучит довольно скучно, «поиски свободы как ответственности за свой выбор» – ярко, но не совсем точно. «Мухи» поражают воображение так, как мы и забыли, словно приходишь на спектакль интровертов, глядящих в пол, а потому говорящих очень точно, без современного шума. В новом театральном сезоне спектакль стартует в программе фестиваля «Территория. Красноярск», и есть ощущение, что это высказывание захотят услышать и увидеть все.
Театр юного зрителя, 12 сентября
РОМАН ФЕОДОРИ,
режиссер, художественный руководитель Красноярского ТЮЗа:
«Очень важный момент пьесы в том, что главный герой, с которым ассоциирует себя молодежная аудитория, пытается обрести родину, пытается понять, в чем состоит любовь к родине и что значит назвать себя частью народа. Оказывается, это значит взять на себя не только достижения, не только национальную гордость и лучшие моменты истории этой страны, но и принять его боль, его стыд, – все, что было в прошлом и есть в настоящем этого народа, даже если прямого отношения ко всему этому ты сам не имеешь. Тут же возникает тема истинного и ложного патриотизма. Сартр показывает, как порочна идея избранности народа, его закрытости, зацикленности на особом пути своего государства. Аргос – пример абсурдности и опасности такого патриотизма, ведущего к самовозвышению нации над другими, к фашизму в головах».
«МЁРТВЫЕ ДУШИ»
Спектакль «Мертвые души» Лесосибирского драматического театра «Поиск» по поэме Н. В. Гоголя в постановке Олега Липовецкого – несомненная удача для театра. Просто послушайте его самого, прежде чем пойти на спектакль: «Я очень хотел сохранить обе эти ипостаси Гоголевского текста. И оттого пришлось делать новую инсценировку и вводить новых персонажей, которые у нас и отвечают за лирическую сторону спектакля. Не то чтобы их у Гоголя нет, но раньше им не давали слово. Это – кони из тройки Чичикова, Гнедой, Чубарый и Заседатель. Ну, а как вы понимаете, кони, которые говорят – это уже не просто кони. В общем, на сцене – та самая птицатройка. Их действительно всего трое – актеров, которые играют в спектакле. Они играют все роли. На Руси тройка – сакральное число. Троица, тройка, трехголовый змей, три богатыря… Да вы сами вспомните еще много добрых и недобрых троек, если захотите. Вообще, не стоит ждать от нас краткого пересказа большой и хорошей книги. Наш спектакль – это попытка осмысления современными российскими людьми великого русского текста и вопросов, которые он поднимает. А отвечать на эти вопросы, как всегда, вам – нашим зрителям».
Театр юного зрителя, 10, 11 сентября
ОЛЕГ ЛИПОВЕЦКИЙ,
театральный режиссер. Художественный руководитель Конкурса драматургии «Ремарка».
«Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой. Так же, как Гомер назвал свою Одиссею. И там, и там – «роудмуви». Только Одиссей держит путь домой к своей семье, а Чичиков двигается в никуда. И тут направление движения Павла Ивановича совпадает с дорогой птицытройки, о которой Гоголь пишет: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?.. ...И мчится вся вдохновенная Богом! Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа…»
«РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ»
Динамичный спектакль с быстрыми сменами картинки – таким видит Олег Рыбкин разговор о поисках смысла жизни. Форма поиска – разговор. Остальное мешает героям осознать собственное предназначение. Смена локаций зрителей из зала на сцену и обратно дополняется необычной световой партитурой, потрясающей музыкой и звуковыми эффектами (раскрывать которые не будем). Продираясь через гамму собственных чувств от увиденного, совершенно неожиданным образом останавливаешься на белом листе, где можно править смысл собственного существования и свое место в мире, отношения с собой и Богом. И все это на фоне водоворота страстей, кипящих в мире власти, куда мы все априори вовлечены, хотя многие и не желают быть к этому причастными. Но приходится участвовать. Внутренний выбор, который мы вынуждены делать в силу обстоятельств, связанных с настроением общества, становится очевиден каждому, а на сцене в это время Гамлет – этакий парень из соседнего двора, повсюду таскающий с собой в хозяйственной авоське Йорика.
Театр имени А.С.Пушкина, 11 сентября
ОЛЕГ РЫБКИН,
главный режиссер Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина
«В спектакле будет несколько экспериментов. Зрители смогут побывать на самой театральной сцене, посмотреть на одну историю с разных ракурсов (в прямом смысле, а не переносном). Текст непростой. Я советую зрителям заранее ознакомиться с его культурной основой – шекспировской трагедией о принце Гамлете. Так можно будет получить от спектакля больше удовольствия. Саму пьесу Стоппарда читать не обязательно».
«Дыхание» в Театре Наций поставил молодой, но уже очень опытный режиссер Марат Гацалов, –
в недавнем прошлом главный режиссер Новой сцены Александринки. Хотите небольшой анонс, после которого не пойти на спектакль будет невозможно? Просто представьте, что вы станете свидетелем эмоционального рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребенка. Если ты всячески загрязняешь планету, разве ты можешь иметь детей? Кто быстрее погибнет – планета или отношения между мужчиной и женщиной?
Театр имени А.С.Пушкина, 13 сентября
МАРАТ ГАЦАЛОВ,
режиссер
«В пьесе экологическая тема – не основное, это дискурс, в котором находятся два персонажа в связи с желанием завести ребенка. Они обсуждают, насколько их будущий ребенок навредит планете, ведь его дыхание – это 10 тонн углерода. Мы видим эту пару в настоящем, прошлом и будущем, которое как бы уже наступило, – они, так сказать, находятся во временной воронке. Нарратив развивается в геометрической прогрессии: сначала сцены очень длинные, потом они постепенно укорачиваются и укорачиваются, время летит все быстрее и быстрее... Персонажи перманентно находятся в ожидании события, но автор оставляет событийный ряд за скобками. Герои вместе прожили жизнь, но так и не встретились».
«СЛОНЕЧНАЯ ЛИНИЯ»
Минималистичный спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева о том, как мы друг друга не слышим. У пьесы «Солнечная линия» есть цель, и она, согласно автору, терапевтическая. Это несколько диалогов – местами ужасно смешных, – наглядно иллюстрирующих работу механизма, мешающего двум людям найти друг с другом контакт. Режиссер – давний и преданный постановщик пьес Вырыпаева Виктор Рыжаков, педагог школыстудии МХАТ и руководитель Центра им. Мейерхольда. Исполняют Юлия Пересильд и Андрей Бурковский. В этой пьесе Вырыпаев, говоря о вроде бы совсем бытовом, обыденном, с матерком и нервом, вдруг уносит зрителя/читателя кудато намного выше, где уже совсем другие смыслы и выводы. Вот и получается, что семейный разговор супругов, проживших в браке семь лет, так и не заведших ребенка, так и не понявших друг друга, так и не выбравших свой путь, оборачивается рассуждениями о единстве и разности, войне и мире, ненависти и любви, ненужном и важном, и о той самой солнечной линии, что разделяет людей, да и одного конкретного человека на половинки, которым часто трудно сойтись.
Театр юного зрителя, 14 сентября
ВИКТОР РЫЖАКОВ
режиссер
«Человек, приходящий в театр, должен испытывать настоящую внутреннюю боль по отношению к самому себе, такие чувства, которые он испытывает, встречаясь с самим собой настоящим, со своими неразрешимыми проблемами. Когдато, еще в период нашей ежедневной совместной работы с Иваном, сформулировался сам подход: театр не для людей, а про людей. Люди вместе собираются и молча сидят в темном пространстве плечом к плечу, а откудато льется одухотворенная «мантра», поэтический текст. Театр – это место коллективного присутствия, ритуального общения. Это часть духовного потребления человека, где он получает очень важную информацию, которую он не может получить нигде и никаким иным способом».
«Кафе Идиот» – лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска2016» в номинации «Современный танец/Лучший спектакль». Это совместная работа театра «Балет Москва» и Александра Пепеляева, одного из корифеев и лидеров российского contemporary dance и театра танца, всемирно известного режиссера и хореографа. «Кафе Идиот» – яркий образец визуального театра. Вы не узнаете сюжет «Идиота», но поймете его суть. Вы не увидите привычных героев, но узнаете их многоликость и двойственность, ведь даже название отсылает нас и к классическому русскому роману, и к знаковому спектаклю визуального театра – «Кафе Мюллер» легендарного хореографа Пины Бауш.
Театр имени А.С.Пушкина, 14 сентября
АЕКСАНДР ПЕПЕЛЯЕВ
хореограф
«Герои Достоевского всегда находятся не в комнате и не на улице, а на пороге. Они переходят из одних состояний и пространств в другие, и нет между ними связи. Роман многослоен, и мне хотелось передать эту его многослойность.
А образ кафе – это некая тусовка, экшен, где народ занимается интеллектуальными играми. Все примеривают на себя образы персонажей романа, пытаются представить эпизоды романа – и оказываются внутри него. Поэтому у нас пять Настасий Филипповен и несколько Аглай, а также по два Рогожина, Мышкина… Причем время от времени исполнители меняются персонажами».
ОПЕРА-ГАЛА
Оперный галаконцерт с участием звезд мировой сцены – Николая Диденко и Русланы Коваль – завершит программу фестиваля. В концертном листе выступления будут представлены арии, ансамбли и симфонические фрагменты из сочинений русских и зарубежных композиторов. За пультом оркестра Театра оперы и балета – маэстро Дмитрий Юровский, представитель прославленной дирижерской династии. Объединит представленное на концерте академическое искусство с современным масштабная тройная видеопроекция медиахудожника, куратора и автора образовательных программ Московского музея современного искусства Аси Мухиной. Как видите, «Территория.Красноярск» продолжает серию региональных проектов фестиваляшколы «Территория». Спектакли разных жанров – это один из принципов фестиваля. Другой принцип – наличие обширной образовательной программы, расписание которой доступно на сайте territoryfest.ru.
Театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского, 16 сентября