Слепое сердце
27 октября 2016
Пьесу «Пер Гюнт» не приняли на родине её автора Генрика Ибсена — в Норвегии. Соседи-датчане тоже отнеслись с подозрением к творению драматурга. Известный писатель Андерсен заявил, что произведение Ибсена лишено всякого смысла и это худшее произведение, которое он когда-либо читал. Тем не менее, драма в стихах «Пер Гюнт», написанная более стал лет назад, до сих пор является пищей для ума и источником вдохновения. В том числе и для театральных режиссеров. Первой премьерой Красноярского ТЮЗа в наступившем творческом сезоне стала именно эта философская сказка в постановке главного режиссера театра Романа Феодори.
Оказалось, что история человека, ищущего самого себя, актуальна не только в 19, но и в 21 веке. И ни время, ни география здесь не при чем. Наоборот, только спустя значительный период времени люди оказались способны оценить по достоинству «мрачную и грубую» сказку норвежского драматурга. То, что не сумели понять современники Ибсена, приняли и поняли потомки. Для своей же эпохи писатель стал настоящим революционером: впервые в романтической сказке показал обобщенный образ интеллектуала-обывателя — эгоистичного, тщеславного, алчного, не умеющего отличить настоящее от подделки. Не правда ли, Пер Гюнт очень похож на героя нашего времени? Этой актуальностью старой сказки и воспользовался Роман Феодори. И создал спектакль о конформизме. О том, как человек в погоне за внешними атрибутами «правильной» жизни — много женщин, вина, денег, славы — не только предает своих близких, но и губит себя. Пер Гюнт вроде бы всегда в самом центре событий, постоянно на виду, но что-то главное и важное в жизни от него все время ускользает. Он и сам словно невидимка, человек-призрак, о котором молва бежит впереди него самого. Но это всего лишь миф, а не Пер Гюнт.
По утверждению самого Ибсена, Пер Гюнт — реальное историческое лицо. Жил он в конце XVIII в. в живописной долине Гудбраннсдалене на берегу озера Мьоса. Пер Гюнт стал героем народных норвежских сказок, записанных Асбьернсеном.
В спектакле два Пер Гюнта, точнее два актера играющих его — Александр Дьяконов (молодой) и Андрей Пашнин (старый). Это не просто разделение героя по возрасту и опыту, а намек на диагноз «шизофрения», на то, что если человек пытается быть сразу и тем, и этим, то дорога рано или поздно приведет к сумасшествию. Именно старый Пер Гюнт начинает повествование, его рассказ оживает, обретает плоть. Пер в исполнении Александра Дьяконова поначалу мечтательный деревенский простак. Он добрый, но задиристый, сильный, но бестолковый, амбициозный, но слабохарактерный. Односельчане не принимают его, для них Пер — белая ворона, мишень для тумаков и насмешек. Все бы ничего, но беда в том, что судьба одарила его слепым сердцем и слабой волей. Он вроде бы не глуп, но не замечает знаков судьбы. Боясь ответственности, отказывается от тех, кого любит и кто любит его — матери (Елена Половинкина) и Сольвейг (Екатерина Кузюкова). Ни та, ни другая не сулят ему ни богатства, ни славы, ни власти. А ему так этого хочется, что он готов стать троллем, торговать рабами… Но фокус в том, что все это не приносит ни счастья, ни покоя, а только доказывает бессмысленность существования. Клад, который находит в результате жизненной экспедиции Пер Гюнт, ужасен — это пустота, которая страшнее ада.
Спектакль сделан Романом Феодори совместно с художником Даниилом Ахмедовым и балетмейстером Анной Закусовой. У постановки получился невероятно красивый визуальный ряд — тени-силуэты, лаконичное, но в тоже время емкое пространство, графичная пластика хореографии. Все это придает более динамичное звучание произведению 19 века. Режиссер постарался актуализировать пьесу Ибсена. За основу взят современный вольный перевод Жени Беркович, где звучит в то числе и сниженная лексика. Плотские пороки очерчены грубыми, очень явными мазками — писающая под кустом крестьянка, кокаиновая дорожка… Современность спектакля еще и в том, что Роман Феодори транслирует мысль: сегодняшнему обществу противопоставить пороку, по большому счету, ничего. Если во времена Ибсена вера спасала людей, то сегодня согласно Ницше «боги умерли». Поэтому проповедник-миссионер, который должен нести свет и добро, оказывается оборотнем: троллем, сатаной. (Все три роли, кстати, играет один актер — Вячеслав Ферапонтов). Как бы ни было жестоко и страшно, но сегодня человек остаётся один на один с собой, и сам делает выбор, во что ему верить.