Шекспиру такое и не снилось...
14 марта 2013
Красноярский театр юного зрителя показал премьеру "Сон. Лето. Ночь", поставленную главным режиссёром театра Романом Феодори по популярнейшей пьесе Вильяма Шекспира "Сон в летнюю ночь".
Действие получилось ироничное, яркое, местами смешное, временами фривольное, но совсем не пошлое. Постановщик не скрывает, что имел намерение спародировать самые популярные зрительские жанры - от российского телевизионного "мыла" до образцов индийского кинематографа с их разноцветными и многолюдными песнями и танцами.
"Если вам снится индийское кино, - читаем в программке, - вам хочется много музыки, любви, вам надо прийти на спектакль "Сон. Лето. Ночь". Не случайно слуга Титании, заявленный Шекспиром как мальчик, превращается у Романа Феодори в здоровенного качка-индийца (его эффектно изображает член Красноярской федерации бодибилдинга, призёр чемпионата Красноярского края и Сибирского федерального округа Павел Котлубаев), привнося в происходящее некую интимную двусмысленность.
Собственно говоря, подобная двусмысленность проходит через весь спектакль: то рука не туда ляжет, то нога не в том направлении повернётся, то лицо... А что вы хотите? Время было такое. Ренессанс, однако...
Забавно звучит закулисный текст самого Романа Феодори, комментирующего происходящее в виде разного рода снов, например, бредовых или галлюциногенных.
Выше всяких похвал работа художника-постановщика Даниила Ахмедова, который, после блистательной "Снежной королевы", вновь порадовал зрителей яркими костюмами и... практически полным отсутствием декораций, поскольку огромная кровать, стоящая посреди пустой сцены, во что только по ходу спектакля не превращается, вплоть до театральной сцены.
Но в данном случае зрительский успех с постановщиком должна разделить хореограф Наталья Шурганова, вложившая в актёров, кажется, максимум возможного. Да, Роман Феодори довёл эти пляски и скачки до театрального совершенства, когда из ног возникает то лес, то зелёные заросли, то нежный цветок. Но и сами актёрские пляски захватывают, даже без спецэффектов, чувствуется, с труппой работала настоящий учитель танцев.
В итоге, конечно, получился идеальный режиссёрский спектакль, в котором артисты - не более чем подручный материал для остроумных постановочных комбинаций. Но и на этом фоне хотелось бы выделить блистательного Виктора Буянова, играющего маленького эльфа Пэка (хотя не такой уж актёр и маленький). И дело даже не в прыжках, сальто и кульбитах, демонстрируемых Виктором Буяновым, - он знает, что делать в тот или иной момент, он движется сообразно характеру своего персонажа, напоминая временами любопытную, вращающую головой птицу. Интересно наблюдать за его Пэком даже тогда, когда персонаж, казалось бы, выключен из действия и находится на краю сценического пространства: Виктор Буянов и тогда не забывает, что он - эльф.
Мне интересно следить, как работают в нашем ТЮЗе и Савва Ревич (к сожалению, в данном спектакле он не занят), и Максим Бутивченко (Заморыш, портной), Сергей Тисленко (Основа, ткач), Светлана Киктева (она - в массовке). Теперь в эту компанию добавился и Виктор Буянов. Будем наблюдать...
Яркое, динамичное зрелище делает наш молодёжный театр современным и актуальным, а самое главное - нескучным...
Сергей ПАВЛЕНКО
"Красноярский рабочий", 14 марта 2013 г.