"Шалости" с фортуной и классикой

14 ноября 2013

Легко ли быть соавтором Пушкина? Легко! Так, вероятно, решил современный драматург Василий Сигарев, написавший пьесу "Метель" по мотивам пушкинской повести. А режиссёр Александр Огарёв на камерной сцене Красноярского ТЮЗа с подобной же лёгкостью поставил по этой пьесе спектакль.

Вовсе не собираюсь критиковать за эту лёгкость и дерзость драматурга и режиссёра. Спектакль получился динамичный, озорной, насыщенный (может быть, даже перенасыщенный) танцами, пантомимой и акробатикой, современными мелодиями и ритмами, весьма далёкими от пушкинской эпохи. Юному зрителю это наверняка понравится. Ведь главное - чтобы не скучно было. Не зря же говорят: "Пушкин - наш современник!" Ведь правда же, правда? Вот и бегают актёры по сцене в современных одеждах, и танцуют современные танцы. Молодые влюбляются, старики "шалят с фортуной по пяти копеек в бостон" (текст не Пушкина, Сигарева).

Кстати, попытки драматурга стилизовать язык под старину кажутся не всегда удачными. Вот пример из самого начала пьесы: "Ох, судьба, судьба, судьба!.. Ты вплетаешь в наши скромные стези такие свои иронии...". "Стези", "иронии"... Навряд ли сам Пушкин позволил бы столь неуклюжие обороты. Всё-таки его прозе были всегда присущи изящество и простота. А в пьесах Сигарева царят брутальность и жёсткость. Трудновато ему быть с Пушкиным "на короткой ноге".

Но не будем, не будем ворчать, придираться. Ведь не скучный же спектакль получился, можно даже сказать, весёлый, и тема судьбы звучит в нём отчётливо, и актёры играют азартно, темпераментно. Хороши и Ольга Буянова, играющая Машеньку, и Виктор Буянов в роли её несчастного возлюбленного Владимира, и Александр Дьяконов в роли жениха Бурмина. Не отстают от молодых и маститые актёры Геннадий Стариков и Елена Половинкина, играющие родителей Машеньки.

Можно сказать, что сам Пушкин велел нашим современникам "шалить с фортуной". Пародийность, ирония были присущи многим его произведениям. Не случайно один из тогдашних критиков сразу после появления "Метели" в печати заявил, что это "фарс, затянутый в корсет простоты, без всякого милосердия". Да, "Метель" при беглом чтении похожа на анекдот о недоразумении вокруг обряда венчания, но если вдуматься, это рассказ о судьбе, о роке, в вихревом потоке которого все мы мелькаем и кружимся, как снежинки.

Образ метели-судьбы есть в спектакле, и тема рока звучит, хоть и окрашенная современными ритмами. В финале первого действия растерянный священник произносит слова, которых, правда, нет у Пушкина: "Играют с Богом, как дети малые. А Бог всё видит, и Он накажет..." Немножко, как говорится, "в лоб", но по сути верно. Оправданны и звучащие в спектакле повторы, словесные завихрения, метельная путаница в движениях актёров. Вот только бы чуть изящнее, легче, и не так бы громко, не так форсировано...

Ну, так кто мне мешает, придя из театра, перечитать пушкинскую "Метель" и поставить диск с гениальной музыкой Свиридова?

Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 14 ноября 2013 г.