Отключить

Купить билеты

Пресса

Сезон тревоги нашей

13 сентября 2015

Традиционно в начале сентября «ЭС» предлагает нашим авторам вопросы анкеты.

  1. Как вы оцениваете прошедший сезон в целом?
  2. Работы каких режиссеров, актеров, сценографов вы считаете несомненными удачами сезона?
  3. Какие издания, посвященные театру, вышедшие в свет в последнее время, вы считаете заслуживающими внимания?

 

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

1. Неожиданно актуальными стали слова К.С.Станиславского, высказанные 110 лет назад о цензуре, особенно цензуре неофициальной, духовной. «Сила veto такой цензуры неодолима». Известна история снятия с репертуара спектакля «Ганнеле» по вине церковных властей. «Театр задыхается от инстанций, опеки и произвола», – констатировал основоположник МХТ. В свете последних событий невольно думаешь об актуальности старой пьесы Григория Горина «Забыть Герострата».

2. Сезон запомнится в первую очередь фестивальными впечатлениями. Их было немало и на «Сезоне Станиславского», и на NETe, и на Чеховском. Трудно забыть эйфорию единения сцены и зала на спектакле Томаса Остермайера «Враг народа». Как и звенящую тишину на действе Бретта Бейли «Exhibit B». Оба названия – события фестиваля «Территория». Финал сезона – променад «Remote Moscow» Штефана Кэги – еще один пример «самоорганизации» практиков и зрителей.

Порадовал воронежский Платоновский фестиваль искусств. Он показал, какие поразительные художественные результаты может дать взаимопонимание власти и творца.

Еще один важный мотив сезона: выстраивание дистанции между нашей театральной историей и сегодняшним днем. В спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» в Александринском театре есть грандиозность поставленных задач. Работа сценографа Семена Пастуха, сумевшего сделать «объемными» занавесы Головина (в это пространство вписаны воссозданные исторические костюмы), как и музыка Александра Бакши в сочетании с историко-документальной реконструкцией текста (при участии Александра Чепурова), – эксперимент, не знающий аналогов. Попытка понять прошлое двигала Евгением Писаревым, отметившим вместе с Театром имени Пушкина столетие Камерного театра.

Режиссерской удачей сезона я бы назвала «Нюрнберг» Алексея Бородина с прекрасной сценографией Станислава Бенедиктова и великолепным ансамблем артистов РАМТа.

Театр Художника поражает воображение в «Сказках Пушкина» Театра Наций. Примечательно, что наш зритель готов к восприятию необычного зрелища, предложенного Робертом Уилсоном.

3. «Для кого написан “Гамлет”» А.В.Бартошевича, двухтомник «Любовь к трем апельсинам» (составитель и ответственный редактор Л.С. Овэс), и два выпуска альманаха «Мнемозина» (редактор-составитель В.В.Иванов). Из нетеатральных книг назову «Бродский среди нас» Эллендеи Проффер Тисли.

 

Владимир СПЕШКОВ

1. Это был тревожный сезон. В самом начале его, кстати, вышла в свет чудесная «Книга ожиданий» Вадима Гаевского – заключительная часть его трилогии. Но если Вадим Моисеевич пишет про ожидание «чуда и катастрофы», то большая часть критиков и практиков в минувшем сезоне ждала только катастроф. Или больших неприятностей. Дождались. История с «Тангейзером», после которой по одну сторону баррикад оказались власть с церковью, а по другую – люди театра и культуры, в результате болезненно отразилась на судьбе Новосибирского театра оперы и балета. Удручает невозможность нормального диалога людей одного профессионального сообщества (я, разумеется, говорю, прежде всего о критиках, но не только о них), оскорбления вместо аргументов, летящие и из лагеря «почвенников», и из стана «либералов». Конечно, можно попробовать не читать до обеда Facebook (а главное – не читать его после обеда), но раздор, тотальное неуважение другого взгляда на профессию и жизнь проникают и из иных источников. Утешает лишь то, что обыкновенных театральных чудес (незаурядных спектаклей, содержательных фестивалей, плодотворных театральных лабораторий и умных книг) в минувшем сезоне тоже было немало. О них – далее.

2. «Маскарад» Мейерхольда был сыгран в начале 1917-го как предчувствие невиданных мятежей. Посмотрим еще, что напророчит нам спектакль режиссера Валерия Фокина и сценографа Семена Пастуха «Маскарад. Воспоминания будущего» в Александринке. Пока он радует содержательностью диалога с великим созданием Мейерхольда– Головина, завораживает красотой и мощью. В роли Арбенина чрезвычайно интересен Дмитрий Лысенков. Среди героев сезона, конечно, Юрий Бутусов, поставивший целых три значительных спектакля: «Бег» в Театре Вахтангова (в этом мороке и обмороке театральных снов особенно выделяется яростный Артур Иванов – генерал Чарнота), «Кабаре Брехт» и «Город. Женитьба. Гоголь» в Театре имени Ленсовета. Нельзя не назвать актерский ансамбль «Юбилея ювелира» в МХТ: Олег Табаков, Наталья Тенякова, Дарья Мороз. Режиссер Роман Феодори и сценограф Даниил Ахмедов продолжают радовать театральными феериями, в сезоне их было две: «Алиsа» в Красноярском ТЮЗе и «Русалочка» в Екатеринбургском ТЮЗе. Главный режиссер новосибирского театра «Старый дом» Галина Пьянова вместе со сценографами Антоном Болкуновым и Сергеем Мельцером нашла оригинальную и абсолютно убедительную форму для спектакля «Летов»: биография одного из главных российских рокеров рассказывается средствами театра художника. Из новых имен отмечу молодого московского режиссера Татьяну Воронину. В середине сезона я видел пару ее интересных эскизов на лабораториях РАМТа «Молодая режиссура – детям» в Челябинске и Иркутске, а в конце сезона уже не эскиз, а полноценный, многофигурный, хорошо придуманный и сделанный спектакль «Эшелон» в Коми-Пермяцком театре драмы города Кудымкара. И еще о героях сезона. Драматург Ярослава Пулинович написала и спела хулиганский «Театральный рэп» о гонителях «Тангейзера», «Золотой Маски» и новой драмы (а кинорежиссер Алексей Федорченко снял клип) – эта настоящая полемика без перехода на личные оскорбления была убедительна, мрачна и, одновременно, весела. Другой молодой драматург Полина Бородина превратила в уникальное свидетельство беды, стойкости и достоинства свой вербатим «Болотное дело»; пьесу эту в гонимом Театре.doc поставила Елена Гремина. Дмитрий Крымов к 90-летию своего отца сделал в Бахрушинском музее замечательную экспозицию «Анатолий Эфрос. Пространство мастер-класса». Я был там тогда, когда свой мастер-класс в пространстве выставки вел Римас Туминас. Он был прекрасен, конгениален Эфросу.

3. Кроме «Книги ожиданий» Вадима Гаевского назову еще три, которые вышли в минувшем сезоне, а читаться и перечитываться будут долго. Конечно, «Для кого написан “Гамлет”» Алексея Бартошевича. Книга Ирины Уваровой «Даниэль и все все все». Там есть особые театральные главы о Питере Шумане и Викторе Новацком, но вообще вся книга пронизана театром, а еще больше атмосферой 60-70-х, которую очень полезно вспомнить в наши новые времена. И вышедший в Санкт-Петербурге к 75-летию театроведческого факультета ЛГИТМиКа сборник «Учителя» (составители – Марина Дмитревская и Евгения Тропп) – дань благодарной памяти.

 

Алексей ГОНЧАРЕНКО

1. Прошедший театральный сезон обречен войти в историю, прежде всего, не творческими свершениями, не открытием Электротеатра Станиславский и не новой жизнью в БДТ, а ситуациями вокруг «Тангейзера», Театра.doc и «Золотой Маски». Об этом трудно не упомянуть в личных итогах сезона.

Постараюсь найти заметные тенденции в любимых сферах – театре для детей и театре кукол. Это был сезон пика популярности театра для самых маленьких, бэби-лаб Екатерины Гаевой и Варвары Коровиной спровоцировала не только режиссеров, но и художников, и даже увлеченных мам смежных профессий на спектакли для зрителей в памперсах. Интересно будет проследить дальнейшую судьбу участников театрального бэби-бума: в деле останутся увлеченные, модники перекинутся к иным целям. Лаборатории вообще оказались в тренде. Московский областной театр кукол, пригласив к сотрудничеству Михаила Бартенева и Павла Руднева, стал инициатором появления пяти новых пьес для театра кукол, которые, несомненно, станут бестселлерами в изголодавшихся по новым текстам узкопрофессиональных кругах.

2. С точки зрения театра для юного зрителя интересный сезон выдался в Санкт-Петербурге: в Театре имени Ленсовета («Странствия Нильса» Марии Романовой), НеБДТ («Волшебник страны Оз» Евгения Карпова и Кирилла Семина), «Мастерской» («Малыш и Карлсон» Галины Бызгу). Персонажи, с помощью которых легко говорить о детском одиночестве (соответственно Нильс, Дороти, Малыш), на самом деле гармоничны и целеустремлены, в то время как окружающие их взрослые закомплексованы и несчастны, даже если они обладают сказочными способностями. Отмечу отличные актерские работы. Среди детских ролей – витальный Малыш Андрея Горбатого, среди взрослых – уставшая Фея Татьяны Рябоконь, которая не любит девушек «в брУках» и так же остро переживает состояние «не замужем», как чеховская Ольга в исполнении той же актрисы.

Надо запомнить имя режиссера Артема Устинова, который на лаборатории в Самаре показал эскиз «Пер Гюнта», где в одной сцене смог представить идею будущего спектакля: в двухэтажном пространстве наверху умирающая мать моет пол, внизу стоит Пер, экипированный в путь, для него эти брызги – уже дыхание моря.

Радует, что театр для детей на большой сцене шаг за шагом чувствует себя так же уверенно, как на малой. Даниил Ахмедов в Красноярском ТЮЗе поставил «Алиsу» как шоу непровинциального масштаба и качества, а Полина Стружкова в Новосибирском «Глобусе» с помощью Корчака и его «Матиуша» открыла дискуссию среди детей, что такое государство и как надо оценивать поступки юного короля.

Переехавший из Минска в Пермь режиссер Александр Янушкевич убедил и удивил в Пермском театре кукол двумя спектаклями для взрослых по неизведанному кукольниками материалу: «Нармахнар» по пьесе М.Кулиша «Народный Малахий» и «Толстая тетрадь» А.Кристофф.

И конечно, прошедший сезон удался как минимум благодаря трем сильным ролям таких разных по своему опыту актеров – Олега Табакова («Юбилей ювелира» в МХТ имени Чехова), Игоря Гордина («Кто боится Вирджинии Вульф» в МТЮЗе) и Алексея Аграновича («Обыкновенная история» в «Гоголь-центре»).

3. «Искусство перформанса от футуризма до наших дней» Роузли Голдберг – книга, которая позволяет проследить, в каких близких родственных связях состояли во все времена авторы перформансов с кукольниками.

Гете-институт выпустил сборник новой немецкоязычной драматурги «ШАГ 11+», где собраны пьесы для подростков. Какие-то из них обязательно будут поставлены в России, какие-то никогда, но, прочитав их, можно представить себе, какими проблемами живет современный европейский театр для детей.

 

Редакция «ЭС»

«Экран и сцена»

№ 17 за 2015 год

12 сентября

 
Фасад театра юного зрителя в Красноярске

КРАСНОЯРСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ
Красноярск, ул. Вавилова, 25, 660025

Телефон касс: +7 (391) 213-10-32, 213-14-65

КАССА РАБОТАЕТ
ежедневно с 10.00 до 20.00
Обед: 12.30-13.00, 15.30-16.00

НА ВРЕМЯ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ КАССА НЕ РАБОТАЕТ

По срочным вопросам обмена и возврата билетов:
Зав. билетным столом: +7 (908) 201-68-61 (Надежда Николаевна Жеребор)
Почта по вопросам возврата и обмена электронных билетов: pr@ktyz.ru

© 2012 — 2020 Краевое государственное автономное учреждение культуры «Красноярский театр юного зрителя»

Создание ПО сайта: Vaviloff&Quindt
Логотип: Проектно-маркетинговая группа «+1»

 

 

Результаты НОК