Секта радости, или «Поллианна»

17 ноября 2003

pollianna.jpg600- Простите, это спектакль для детей?
- Да… Не знаю. Взрослых тоже много приходит.
- А билеты еще есть?
- Нет. Все продано.
- Ну, может быть, один какой-нибудь завалялся?
- Я же Вам говорю, девушка, все продано. Спектакль новый, хороший…

Билет пришлось покупать с рук у замерзшей до посинения женщины в меховом берете. И народу в маленьком зале ТЮЗа действительно было битком. Так что дама-распорядительница еще минут десять после третьего звонка утрамбовывала зрителей, пытаясь усадить контрамарочников.

В моем детстве не было Поллианны. Был Том Сойер, Пеппи Длинный чулок, Мери Поппинс, был Оливер Твист, а вот Поллианны не было – не печатали. И все поколение прошло мимо этой чудесной истории Элинор Портер о жизнерадостной американской девчонке. А жаль! Потому что простая мысль о том, что радоваться жизни можно не только благодаря, но и вопреки обстоятельствам, совсем не лишняя в этой жизни. И чем раньше она попадет в детскую голову, тем больше шансов у человека не стать занудой.

Эта история, была написана в 1912 году и сразу покорила весь мир, заставив говорить о молодой Элинор Портер, как о классике англо-американской литературы. По книге сразу же был снят фильм с Мэри Пикфорд в главной роли. Позже «Поллианну» увековечивает Уолт Дисней, приглашая сниматься Хейли Миллс. Поллианна становится чуть ли не именем нарицательным (я где-то даже встречала термин «полианизм»), а священники, преподающие в воскресных школах, стали приводить эту маленькую оптимистку, как пример подлинного христианства.

Скажу честно, что если бы не премьера Красноярского ТЮЗа, боюсь, я так бы и прошла мимо этой книги. Все хорошо в свое время, и упущенное в детстве, чаще всего, так и остается непрочитанным. Но тем и прекрасен театр, что стирает все условности восприятия, заставляя взрослых абсолютно серьезно переживать детские истории. Да и не детская это история на самом-то деле.

У Поллианны умирают родители, сестры, брат, и, в отличие от Тома Сойера, она их прекрасно помнит. А принявшая ее тетя Поли, совсем не похожа на карикатурно ворчливую тетю Полли Тома. У нее свои жизненные трагедии, и ее мрачность вполне объяснима. А уж катастрофа, в которую попадает Поллианна, и вовсе превращает историю в психологический триллер. И вот на фоне всех этих невзгод, живет, радуется жизни и заражает радостью всех окружающих маленькая болтушка и придумщица. Назвать ее трогательной – ничего не сказать. Это маленький борец. И очень сильный человечек, потому что свой девиз «Надо радоваться всему» она несет по жизни, несмотря ни на что, даже если на глазах слезы.

Приведу в пример тот самый знаменитый эпизод, с которого началась вся жизненная философия Поллианны. Вообще-то трагикомичная ситуация, отдающая черным юмором. Девочка очень хотела куклу. Отец-священник обратился с просьбой к добрым людям (что-то вроде гуманитарного фонда), и те присылают ей… костыли. С этого дня и начинается эта странная игра в радость, правила которой очень просты – во всем плохом есть что-нибудь хорошее. Вопрос только, на чем ты сконцентрируешь свое внимание. Ведь вместо того, чтобы переживать по поводу несбывшейся куклы, можно радоваться тому, что костыли-то тебе не нужны! И чем больше несчастье, тем интереснее играть в эту игру, потому что придумать причину для радости гораздо сложнее.

Как сказали бы в советские времена – очень нужное народу произведение. Любому народу, вообще человеку. Вот такое незамысловатое и нужное.

Теперь обратимся непосредственно к самому спектаклю. Эта драматическая история в трех действиях идет непривычно долго для ТЮЗа – больше трех часов. Но смотрится на одном дыхании. Ну, или почти на одном. Объясню свою оговорку. Дело в том, что, на мой взгляд, это спектакль одного актера, вернее актрисы - Надежды Вонсович. Я даже не хочу вспоминать о других ее работах в театре, потому что ее Поллианна затмила все, сыгранное ею раньше. И, кстати говоря, всех игравших вместе с нею тоже.

Играть взрослому актеру ребенка - это просто сложно. Это архисложно. Играть ребенка серьезно, это значит - стать им. И хотя считается, что актеры до старости большие дети, но на практике становиться ими на сцене удается не то что немногим, а просто считанным единицам. Перед глазами до сих пор стоят виденные в детстве спектакли с грудастыми пионерками пенсионного возраста, впадающими то в слюнявое сюсюканье, то в солнечный идиотизм. Мрак!

И именно поэтому я была так восхищена Надеждой Вонсович, которая играла настолько искренне и нашла такую точную пластику и интонацию, что даже мысли не закрадывалось о какой-либо искусственности. А главное – это глаза! Такого детского сияющего взгляда, такой доброй энергетики я не встречала давно. Да, ради одного этого стоило идти в этот морозный вечер в ТЮЗ.

Но сказать, что начало спектакля заставило меня внутренне сжаться. Я даже подумала, что уйду после первого действия, настолько фальшиво и нудно играли предысторию появления главной героини ее партнеры по сцене. Но появилась Поллианна, и я поняла, что останусь до конца. Она захватила внимание и буквально заворожила собою. Ворвалась ярко, шумно, тараторя и захлебываясь, и на такой высокой эмоциональной ноте сыграла весь спектакль.

В ее Поллианне было все – и детская трогательность, и безудержная веселость, и болезненный надрыв, когда среди бурного веселья вдруг останавливается ребенок, и у него грустнеют глаза, а через минуту он забывает обо всем, увлеченный новой игрой. Я очень люблю хвалить, когда мне что-то нравится. А из последних актерских работ, во всяком случае, этого нового театрального сезона, Надежда Вонсович произвела на меня самое яркое впечатление.

Неслучайно третье, казалось бы, самое короткое действие (оно длится всего 20 минут), смотреть ужасно скучно. Просто Поллианны нет на сцене. Она появляется лишь в самом финале.

Режиссер-постановщик этого спектакля – Вячеслав Терещенко. И, конечно, добрая половина моих похвал актрисе по праву относится и к нему. Потому что образ создается в соавторстве с режиссером или с актером - там не разберешься, где чья заслуга. Главный персонаж получился – за это отдельное «браво». То, что остальные вышли какими-то бесцветными, и я бы сказала стандартно «тюзовскими», спектакль, безусловно, обеднило, но не криминально. Поллианна «вытащила» все действие на себе.

Немало этому помогло музыкальное оформление спектакля. Пронзительно грустная мелодия, проходящая лейтмотивом через все действие, нежная и щемящая одновременно, придавала этой истории какой-то метафизический смысл.

Очень милой и запоминающейся оказалась режиссерская находка с актерскими этюдами. Больше всего мне понравились «Рельсы» и «Гроза». Зато я осталась в недоумении по поводу направленного на зрителей софита в одной из пантомим, поскольку глаза болели еще очень долго после этого «откровения», и в голову даже закралась мысль по поводу садистских наклонностей постановщика. Не очень убедительным показался мне финал спектакля, который, на мой взгляд, получился несколько скомканным и поверхностным. Как будто скороговоркой закончили эту историю, не поставив внятной точки. Впрочем, может быть, это слабое место самой пьесы. Ведь перенести литературное произведение на сцену без потерь - задача невероятно сложная.

«Поллианна» была написана тогда, когда психология еще не имела прикладного значения и воспринималась как чистая наука. В начале века было сложно представить, что через 40-50 лет каждый пятый среднестатистический американец будет иметь своего собственного психоаналитика, а каждый третий - участвовать в психологических тренингах. Видимо, поэтому Поллианна сразу стала столь сумасшедше популярной. Прошло почти сто лет, а девчонки до сих пор записываются в библиотеке в очередь на эту книгу. И читают запоем, и учатся быть счастливыми здесь и сейчас, а не потом и где-то. Быть благодарными за все, что есть в жизни. И если эта философия покажется вам слишком сусальной, значит… Сходите в ТЮЗ, может, что-нибудь для вас изменится.

Кристина ШТУЧКИНА
«Лаборатория новостей» 17 ноября 2003 г.