Роман Феодори ставит историю Жанны д’Арк в жанре «драмоперы»

28 января 2022

13 и 14 февраля в Красноярском ТЮЗе запланирована премьера «оперы для драматического театра» «Жанна д’Арк» в постановке Романа Феодори.

zhanna-anons-1.jpgПромофото спектакля «Жанна д’Арк» © Фрол Подлесный

Специально для Красноярского ТЮЗа композитор Ольга Шайдуллина и драматург Михаил Бартенев создали оригинальное музыкально-драматическое произведение.

О готовящемся спектакле журналу ТЕАТР. рассказал художественный руководитель Красноярского ТЮЗа, режиссёр спектакля Роман Феодори:

«Такого жанра, как “опера для драматического театра” не существует. Мы его сами сочинили ещё тогда, когда с композитором Ольгой Шайдуллиной и драматургом Женей Беркович работали над пермской “Антигоной”. Важно понимать, что это совсем не мюзикл. Эта история полностью подчинена музыкальной драматургии. В нашей “Жанне д’Арк” мы идём дальше – это будет ещё более развёрнутая с музыкальной точки зрения история.

Композитором, который специально для нас пишет эту музыку, используются голоса не оперных артистов, а драматических, которые, естественно, не владеют академическим вокалом, совершенно другие инструменты приходится использовать. Эта опера будет идти, конечно, с дирижёром и оркестром, который специально подбирается. В постановочную группу, помимо Ольги Шайдуллиной, входит автор либретто и стихов Михаил Бартенев. В течение полугода мы вместе сочиняли эту большую историю, которая не имеет никакого отношения ни к пьесе Ануя, ни к какому-либо литературному или драматургическому материалу, то есть это абсолютно авторское высказывание нашей команды».

Над спектаклем также работают дирижёр Николай Балышев и художник Даниил Ахмедов. Ученица Дмитрия Крымова, художница Ольга Никитина, занимается костюмами, балетмейстер Полина Пшиндина-Ребель работает над пластическим рисунком в качестве хореографа-постановщика.

«В спектакле есть история суда, в котором всё предрешено, и это очень похоже на сегодняшние реалии, – продолжил Феодори. – Но всё же, на первый план в процессе работы у нас вышла совершенно другая тема – гораздо более личная. Все мы знаем, что Жанна слышала божественные голоса Архангела Михаила и Святой Екатерины, которым она слепо подчинялась. Но в какой-то момент она их слышать перестала. Нас интересует именно это: момент, когда человек должен принимать решение самостоятельно, должен повзрослеть и научиться отвечать за собственные поступки. Ни твой наставник, ни твой отец или учитель больше не являются твоими проводниками. Ты должен всё делать сам. Эта история взросления, обретения определённой ответственности, и показалась нам самой важной».

Музыка, по словам создателей, в этом проекте сложная, порой не мелодичная, но обладающая мощным эмоциональным воздействием.

«Встреча с драматургом Михаилом Бартеневым для меня – Божье благословение, – рассказала журналу ТЕАТР. композитор Ольга Шайдуллина. – Иметь возможность общаться с его гением, да ещё и на темы, которые лично во мне “остро” переживаются – это счастье. Когда ты почти год ежедневно думаешь про Жанну д’Арк, очень хорошо иметь “приятную компанию” для этого занятия. Сочиняли мы вместе, то есть не было такого, что Михаил мне присылает текст, и я его перекладываю на музыку. Нет, это был процесс прекрасно-мучительных встреч, страстных споров, неверия и обретения веры в то, что вроде бы “начинает складываться”. Мы прожили довольно долгую честную жизнь с этой историей о Жанне. Безусловно, что после такого погружения в тему, я лично уже не буду “прежней”. Нас так соединила эта работа, нам пришлось очень подробно друг перед другом “открываться»”, потому что этого потребовала Жанна д’Арк и её судьи. Прикасаясь к этой теме, полумеры не проходят. Спасибо Красноярску, который любит и поддерживает один из самых интересных театров страны, поэтому-то, я думаю, и стала возможна наша “Жанна”».

В спектакле принимает участие оркестр, основу которого составляют музыканты коллектива Siberian Percussion.

Арсений Иванов, блог журнала «Театр», 27.01.2022