Принц, но не нищий
24 октября 2009
В Красноярском театре юного зрителя состоялась премьера музыкального спектакля "Принц и нищий", поставленного Андреем Няньчуком по мотивам романа Марка Твена.
Давненько не доводилось присутствовать на спектакле, зрителями которого были ученики четвёртых-пятых классов: для такой аудитории играть намного тяжелее, нежели для более взрослого зрителя, обладающего уже кое-какими навыками поведения в учреждениях культуры. C горечью приходится констатировать, что зал этого возраста ещё не до конца осознаёт различия между кинематографом, где можно чавкать попкорном, и сценой с живыми актёрами. Под занавес меня изрядно удивило, что маленькие зрители в большинстве своём не знают даже, что такое аплодисменты: подавляющая часть зала равнодушно взирала, как актёры выходили на поклон.
Сам спектакль "Принц и нищий" - яркий, зрелищный (так и хочется сказать - не по-тюзовски, поскольку в последнее время этот театр не слишком часто радовал нас удачными, тем более зрелищными постановками). Команда, работавшая до этого над не совсем успешным мюзиклом "Маленький принц", собралась вновь и со второй попытки сотворила чудо под названием "зрелищный спектакль". Изобретательна сценография, исполненная художником-постановщиком Еленой Турчаниновой: нагромождение помостов и переходов мобильно превращается то в королевский дворец, то во Двор Объедков... Шикарные костюмы модниц старой Англии, наряды английских аристократов. Всё это великолепие дополняется музыкальными ритмами, придуманными композитором Андреем Федоськиным (особенно запоминается марш - мотив королевского двора), и текстами песен Андрея Шишова. Одно здесь плохо: музыка частенько забивает текст, несмотря на то, что актёры поют его в микрофоны.
Мастерски поставлены Николаем Реутовым танцы, однако известный столичный танцовщик и балетмейстер Валентин Манохин, приглашённый для постановки боёв, со своей задачей откровенно не справился, а ведь бои и фехтование занимают в "Принце и нищем" не последнюю роль - одна схватка Майлса Гендона и Капитана чего стоит, но, увы, дети, обманутые тем, как шпага "по-сценически" уходит подмышку смертельно поражённому актёру, начинают смеяться...
Не обошлось без неприятностей: перед самой премьерой оказался с тяжёлыми травмами в больнице заслуженный артист России Алексей Ушаков, который должен был играть короля Генриха VIII. Потребовался срочный ввод - актёр Александр Черкасов мужественно сыграл и эту роль, и харизматичного Атамана. Конечно, в центре действия - принц Эдуард (Алексей Алексеев) и Том Кенти (Олег Гусев), которые, как все помнят, поменялись местами во дворце, но запоминается также отважный Майлс Гендон (Александр Мишин).
Словом, молодой тюзовский зритель получил роскошное зрелище, которое, хочется верить, подвигнет его к тому, чтобы открыть для себя томик Марка Твена. Остаётся надеяться, что удачные интерпретации детской литературной классики станут для нашего ТЮЗа традицией, а для юных зрителей - поводом для знакомства (чего скрывать - дети читают всё меньше и меньше) с такими книжными шедеврами, как "Три мушкетёра", "Одиссея капитана Блада", "Остров сокровищ" и многие другими.
Сергей ПАВЛЕНКО
НА СНИМКАХ: Принц удивляется... ...А театр танцует.
Фото из архива Красноярского театра юного зрителя
"Красноярский рабочий", 24 октября 2009 г.