Премьеры ТЮЗа пока без сцены

28 ноября 2001

alla-vasileva.jpg528Мы как-то уже рассказывали об успешном участии нашего ТЮЗа в Воронежском фестивале молодежных театров. Красноярцы показали там спектакль "Панночка" по мотивам повести Н. В. Гоголя "Вий". Этот факт свидетельствует о том, что слухи о смерти ТЮЗа явно преувеличены. Театр жив, хотя болезненные проблемы, терзающие его, пока далеки от разрешения. У театра нет лидера, нет и своего помещения - ремонту не видно конца... прочем, наш разговор режиссером ТЮЗа Аллой Васильевой мы начали с приятных воспоминаний о фестивальном успехе поставленной ею "Панночки".

Алла Анисимовна - коренная красноярка, окончила в свое время наш институт искусств и Санкт-Петербургскую театральную академию. За 20 лет работы она поставила на сцене ТЮЗа немало хороших и разных спектаклей, из них ей особенно дороги "Панночка" и "Оливер" (мюзикл по мотивам романа Диккенса), а также "Пеппи Длинныйчулок" и "Любовь к одному апельсину".

- Почему вы остановили свой режиссерский выбор на "Панночке"?

- Гоголь - один из моих любимых авторов. Я не являюсь особой поклонницей Нины Садур, но ее пьеса показалась мне очень хорошей. В пьесе использована не только повесть "Вий", но и другие произведения Гоголя. И при этом Садур ни в чем не отступила от автора. Кое-что она развила, например сцену "скачек" - у Гоголя там многоточие... Главное в этой пьесе - тема выбора. Хома Брут сам делает выбор. И сегодня каждый человек сам делает выбор, так что тема эта актуальна. В своих спектаклях я не ставлю "точки", оставляю как бы недоговоренность. Разные зрители по-разному воспринимают спектакль, я добиваюсь этого специально, так как считаю, что каждый зритель должен сам выбирать, сам решать.

- Как восприняли зрители и критики "Панночку"?

- К сожалению, нам не дали возможности показать спектакль второй раз, а ведь было очень много желающих, особенно студентов. "Панночка" - очень простой спектакль, прост он и в оформлении, нет ничего лишнего - это отметили критики на фестивале. Все отметили профессионализм спектакля, критикам, в частности, понравилось отсутствие гроба - и без него удалось передать ощущение жути... Еще раз хочу подчеркнуть, что поехать на фестиваль и жить там неделю мы смогли благодаря нашим спонсорам, а не управлению культуры. Афиши, программки - все это нам помогли сделать тоже спонсоры. И в результате на фестивале мы оказались даже богаче других участников!

- Что за приз получила "Панночка"?

- Там не было призов, это был дружеский фестиваль, без специального конкурса. Нам, как и всем участникам, вручили символ фестиваля - керамическую статуэтку петуха, а также диплом. Но из 15 коллективов, участвовавших в фестивале, мы вошли в тройку лидеров. Это было отмечено критиками, которые после каждого спектакля устраивали подробные обсуждения. Из Москвы была критик Ирина Мягкова, из Екатеринбурга - Олег Лаевский. Московский драматург Михаил Бартенев провел в Воронеже в дни фестиваля семинар молодых драматургов.

- Удалось ли вам установить творческие контакты с этими драматургами?

- Еще в мае этого года я была в Санкт-Петербурге на фестивале "Радуга", где познакомилась со многими молодыми драматургами. Мой выбор пал на Надежду Колтышеву, ученицу Николая Коляды. Она написала специально для нашего театра пьесу по "Господам Головлевым" Салтыкова-Щедрина. Называется пьеса "Иудушка". Я ее просила, чтобы это была не инсценировка романа, а именно пьеса, при сохранении авторского языка, духа книги. Сейчас работа над пьесой продолжается.

- Гоголь, Диккенс, Салтыков-Щедрин... Это все классика. А где же современность? Где пьесы о нашей жизни?

- Это болезненная и огромная проблема. К сожалению, молодые драматурги продолжают писать "чернуху". Со сказками тоже большая проблема... Режиссеру, особенно режиссеру молодежного театра, очень сложно работать с такой драматургией. Приходится многое дописывать, дорабатывать, текст часто существует на уровне разговоров. Вот и получается - почитаешь, почитаешь современных авторов да и берешь Гоголя. И оказывается, что классика часто более современна, чем самые современные пьесы. Впрочем, есть исключения. Мне, например, показалась очень любопытной драматургия Евгения Гришковца.

- До сих пор с удовольствием вспоминаю спектакль пушкинского драмтеатра "Одновременно" по Гришковцу... Ну а все-таки где брать пьесы для ТЮЗа?

- Я запомнила фразу одного мальчика на обсуждении тюзовского спектакля: "Что вы ставите про нас? Вы же нас не знаете! Вы же выдумываете наши проблемы. Ставьте лучше классику..." Как говорится, устами младенца... Вот и мне кажется, сегодня очень злободневным был бы спектакль по "Подростку" Достоевского.

- Да, вероятно, страдания молодого героя, мечущегося в хаосе тогдашней разворошенной России, помогли бы сегодняшним юным зрителям найти ответы на мучающие их вопросы... Но "Подросток" Достоевского - это, как я понимаю, мечта, а что в ваших конкретных планах на будущее?

- У меня нет конкретных планов, так как у нас сейчас нет руководства в театре. А что бы я хотела поставить? "Кровавую свадьбу" Лорки, "Русалочку" или "Гадкого утенка" Андерсена. Хотелось бы сделать спектакль по Мольеру...

- Когда же прояснится ситуация в ТЮЗе? Когда завершится ремонт?

- Ремонт - это разруха. И, к сожалению, разруха мешает творческой работе. Пока люди не знают, когда они выйдут на сцену, они находятся в подвешенном состоянии. Мы вынуждены работать только на выездах. Даже "Панночку" нам негде показывать. Хотелось бы иметь хоть временное жилище. Мы живем в неизвестности. И как долго это будет продолжаться? Но самая главная проблема - отсутствие лидера. В период ремонта, кстати, это особенно остро чувствуется. Надеюсь, что новый художественный руководитель, которого нам назначат после 1 декабря (именно тогда закончится конкурс), сможет сохранить наш театр. Ну а мы даже сейчас, несмотря на ремонт, выпускаем новые спектакли. Последние премьеры: сказка И. Ционского "Длинный язык", водевиль Ф. Сологуба "Беда от нежного сердца", почти готов спектакль "Спящая красавица"... Премьеры есть, а посмотреть их негде!

- Когда можно будет увидеть "Иудушку"?

- Мы с актерами готовы начать работу над "Иудушкой" уже в декабре. Но "добро" на эту постановку должен дать новый художественный руководитель. А ведь материал-то какой замечательный, очень даже злободневный. Ситуация, когда материальные ценности становятся главнее духовных, весьма актуальна для сегодняшней молодежи. Мы это чувствуем на себе.

Эдуард РУСАКОВ
Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО
"Красноярский рабочий", 28 ноября 2001 г.