Подросток с правого берега — кто ты?

09 апреля 2012

380198_313842608700177_1738432223_n.jpg479В прошлую пятницу я решил притвориться настоящим журналистом. Повод для этого был достойный — пресс-конференция, посвященная стартующему в нашем городе театральному проекту «Подросток с правого берега». Красноярский ТЮЗ при поддержке Фонда Михаила Прохорова намеревается создать ни много, ни мало документальный спектакль — то есть, такой, который будет основан на живых свидетельствах реальных людей, по максимуму актуальный и злободневный. Основной техникой для этого станет пресловутый verbatim — актеров вооружат диктофонами и отправят в народ: беседовать с правобережными школьниками, впитывать проблемы, действительно волнующие современных подростков, их манеру поведения, интонации — все, что потом поможет создать соответствующие образы на сцене.

Как сообщила министр культуры Красноярского края Елена Паздникова, проект естественным образом продолжит череду театральных лабораторий, которые уже несколько лет с успехом проводятся в нашем крае (самый свежий пример — тюзовская же «Вешалка»). По мнению госпожи министра, в Красноярске уже сформировался тот сегмент аудитории, который чувствует потребность в экспериментальном театре, поэтому ТЮЗ имеет отличные шансы эту нишу занять. Другой вопрос (от меня) насколько совпадают эти величины — среднеарифметическое правобережного подростка и любители современной драматургии?

Впрочем, главный режиссер ТЮЗа Роман Феодори проект ощущает не арифметическим, а социальным, и настойчиво его таковым именует — увидеть зрителя таким, каков он есть, заговорить на его языке, пригласить его в соавторы спектакля, вывести на сцену, усадить в зрительный зал (где он, этот зритель, скорее всего и не был никогда) — задача достойная и общественно полезная, спору нет.

Художественным руководителем проекта стал Александр Вислов — известный театральный критик, член экспертного совета национальной премии «Золотая маска». По его словам, актеры, которые научатся видеть и играть своих современников, потом с большим уважением и тщательностью будут подходить к «классике». Более того, документальный театр — это не одноразовая вещь, у него есть все шансы превратиться в классику современной драматургии — так, Вислов напомнил о пьесе «Заполярная правда» Юрия Клавдиева, которая родилась из норильских бесед драматурга с инфицированными ВИЧ, и сейчас с успехом ставится по всей стране.

Первый этап проекта будет реализовываться под руководством столичного драматурга Александры Денисовой, которая проведет серию тренингов для актеров, объясняя им методику работы и специфику документального театра. В первых числах июня актеры приступят к сбору материала, ближе к осени из расшифрованных бесед родятся первые эскизы будущего спектакля, формат которого пока сложно предугадать (тут, я думаю, авторы проекта все-таки немного хитрят). Окончательно готов он должен быть к концу ноября. Однако до собственно премьеры его покажут красноярцам не один раз — планируется, что зрителей регулярно будут приглашать на репетиции, чтобы с учетом их мнения корректировать зарождающуюся постановку.

«Со сцены зазвучат голоса людей, которые сами выйти на сцену никогда бы не смогли», — пообещал Феодори. Сольются ли они в благозвучную ораторию или останутся беспорядочной многоголосицей — пока, правда, неясно. Тем более что даже создатели проекта воздерживаются от предположений касательно того, что конкретно получится в итоге.

Евгений МЕЛЬНИКОВ
"Лаборатория новостей в Красноярске", 9 апреля 2012 г.