Почти полвека в ТЮЗе / Алексей Ушаков

23 июня 2012

ushakov.jpg582Заслуженный артист России Алексей УШАКОВ - поистине живая легенда Красноярского ТЮЗа. Служит он ему со дня основания театра, с августа 1964 года, переиграл за эти неполные полвека больше сотни ролей. И по сей день, хотя 8 мая артист уже отметил свое 80-летие, он выходит на сцену театра, ставшего его судьбой.

Судьбоносные встречи

...В детстве он вовсе не мечтал стать артистом - в блокадном Ленинграде было не до того. По окончании семилетки решил пойти учиться в техникум. Случайно наткнулся на вывеску «Художественное училище» и поступил - на реставратора. Одновременно начал посещать драмкружок. И как раз в те послевоенные годы, на его счастье, в Ленинград из Тбилиси приехал Георгий Товстоногов, который организовал свою драматическую студию «Свободная мастерская» при ДК им. Кирова. После большого конкурсного отбора (300 человек на место!) юный Алексей Ушаков в 1947 году попал в студию к мастеру. Это определило его актерскую судьбу.

«Три года я отучился в группе Евгения Лебедева, - вспоминает артист. - Ввелся во многие спектакли студии, бегал в массовке в театре Ленинского комсомола. А какие замечательные у нас были педагоги! Сцендвижение преподавал Кирилл Черноземов, сценическую речь - Лидия Борисовна Жук, ученица самого Шаляпина. Казалось бы, учись да радуйся. Но я по натуре авантюрист. Однажды к нам в студию пришел человек из комсомола и пригласил в торговый флот. Я пошел в кочегары и три года проплавал на флоте».

После армии Ушаков вернулся в студию. Но Товстоногова, который ушел в БДТ, уже не застал. Тем не менее, до сих пор помнит его уроки. А в студии он продолжил заниматься у режиссера театра Ленсовета Оскара Ремеза. И там же подружился с Геннадием Опорковым. Эта встреча - еще одна важнейшая веха в жизни артиста: именно Опорков вскоре пригласил его в Красноярск.

Когда в середине 60-х было принято решение открыть в Красноярске ТЮЗ, местные власти, зазывая молодых ленинградских артистов в Сибирь, пообещали им сразу же дать квартиры. Но, как это нередко бывает, обещания оказались сильно преувеличенными.

«Очень непросто все начиналось, - говорит Алексей Алексеевич. - Поначалу нас поселили в гостинице «Енисей» и общежитиях города. Когда мы пришли 1 августа 1964 года в ДК им. Ленинского комсомола, где должны были работать, то обнаружили, что он закрыт на замок. Но мы все равно начали репетировать. И уже 7 декабря открыли наш ТЮЗ премьерой «Продолжение легенды» по Анатолию Кузнецову. Я играл в этом спектакле строителя ГЭС Захара Захарыча. А до конца сезона сыграл еще в двух постановках Опоркова - «Моя старшая сестра» Александра Володина и «Океан» Александра Штейна».

Несмотря на все трудности, артист с удовольствием вспоминает о времени, когда ТЮЗ становился на ноги. Все-таки это была «оттепель». Каждый спектакль молодого театра становился событием. И скоро о Красноярском ТЮЗе заговорили в Москве и Ленинграде.

«Жаль, что не смогли мы сберечь нашего первого главного режиссера Валерия Галашина, - сокрушается Ушаков. - Сколько лет прошло - а до сих пор его отъезд у меня в сердце болью отзывается... Талантливейший был человек. Но он любил выпить, а тогдашние власти смотрели на это косо и воспользовались его слабостью, чтобы избавиться от него. Он пришелся им не ко двору со своими представлениями об искусстве. Да и другим независимым людям доставалось от самодурства местных властей. Мой друг Гена Опорков работал в ТЮЗе много и плодотворно. Он был идеологом театра, определял его эстетику. Но работать здесь ему становилось все сложнее - ему указывали, что нужно ставить. А имена авторов, которые предлагал Опорков, вызывали у партийных чиновников раздражение - он выпускал «Жаворонка» Ануя, «Патетическую сонату» Кулиша, «Никто, или Вор в раю» Эдуардо де Филиппо. Вскоре Гена не выдержал и вместе с женой Ларисой Малеванной вернулся в Ленинград, где стал главным режиссером театра «Ленком».

На вопрос, почему он сам, коренной ленинградец, не вернулся на родину, Алексей Алексеевич отшучивается - мол, семейная жизнь затянула. Но, посерьезнев, признается - как-то не хотелось уезжать. Режиссеры часто менялись, но зато с какими интересными людьми довелось поработать! А как хорошо в те годы принимали театр на гастролях! Как сказал один киевский критик о достоверности актерской игры в ТЮЗе: «Сила вашего театра в том, что ваших артистов на улице не отличишь от прохожих».

«Журналисты любят спрашивать актеров о контакте с режиссерами. Мне грех жаловаться - я всех наших режиссеров любил, и они мне отвечали полной взаимностью, я счастливый человек! Юрий Мочалов принес сюда игровой театр, он умел сделать на сцене праздник. Я много играл в его спектаклях - в «Полоумном Журдене», «Фроле Скабееве», «Республике на колесах». При ученике Товстоногова Александре Попове, который пришел к нам после Гинкаса и Яновской и проработал здесь восемь лет, ТЮЗ получил больше всего премий за свою историю. Мы стали лауреатами премий ВЛКСМ. А его спектакль «Власть тьмы», где я тоже играл, в 1978 году был удостоен на фестивале в Туле премии Льва Толстого».

В «Великом маленьком короле» у Александра Каневского Алексей Ушаков не только сыграл роль доктора, но и поработал как педагог и ассистент режиссера. У Юрия Копылова в спектакле «Ромео, Джульетта и тьма» играл отца Джульетты, у Юрия Погребничко в «Трех мушкетерах» - короля.

Но особенная страница в жизни артиста - встреча с Камой Гинкасом, который вместе с женой, Генриеттой Яновской, проработал в Красноярске два года.

«Для Камы Мироновича это был первый опыт руководства театром. А самого его я запомнил очень сосредоточенным человеком. Просто так болтать он не любил, но по делу мог говорить сколько угодно. Был гостеприимным, его дом для нас всегда был открыт: он любил, когда к нему приходили актеры. С актерами работал очень терпеливо, но в то же время был жестким режиссером: фальши на сцене не прощал, боролся с нею. У Гинкаса был основной принцип: не врать. У него не было оценок - хорошо или плохо, он говорил - точно или не точно мы что-то делаем».

А еще этот режиссер умел открыть в артисте то, чего тот и сам о себе не знал. Это Ушаков испытал на себе.

ushakov1.jpg465«В своем «Гамлете» Гинкас придумал для меня роль телохранителя, у Шекспира такой роли нет. На протяжении всего спектакля я не уходил со сцены и на этой бессловесной роли очень многому научился. Вы не представляете, как нам было жаль, что они с Яновской так мало проработали в нашем театре. Но они никогда не шли на компромиссы - ни в том, что касалось репертуара, ни в других жизненных ситуациях. Не забыть, с каким трудом мы сдавали парткомиссии спектакли «Гамлет», «Сотворившая чудо», сколько мучений было с «Кражей» - мы ее сдавали 11 раз! Гинкас был намного, намного выше общего уровня театральной культуры тогдашнего Красноярска».

Из недавних работ Алексея Ушакова можно отметить его роли в постановках «Последняя лента Крэппа» и «Этот сумасшедший дом», «Поллианна» и «Маленький принц». Сейчас он занят в спектаклях «Ромео и Джульетта» и «Принц и нищий». И очень много времени посвящает музею театра, который создан здесь по его инициативе. Главная задача музея, по мнению артиста, - не только знакомить детей с историей ТЮЗа, но и приобщать их к театральному искусству на практике. Поэтому хотелось бы, чтобы на музейной площадке со временем появилась настоящая творческая лаборатория для детей и подростков.

(При подготовке публикации использованы архивные материалы Красноярского ТЮЗа)

Елена КОРНИЛОВИЧ
«Страстной бульвар, 10» №9-149/2012