Площадная брань как способ самовыражения?

20 июня 2012

podrostok.jpg480В зале - представители того возрастного слоя, для которого предназначен спектакль, на авансцене - Роман Феодори, предваряющий своим выступлением первый показ наработанного за несколько месяцев. Как рассказал режиссёр, артисты и приглашённые люди ушли в народ, чтобы, вооружившись диктофонами, поговорить с теми, кому предстояло стать героями спектакля. "Ваши тексты, ничем не исправленные, войдут в пьесу, - пообещал Роман Феодори, - всего материала набралось на 14 часов, из которых предстоит выбрать самое интересное".

Пьесу же напишут приглашённые из Москвы молодые драматурги Александра Денисова и Екатерина Бондаренко. Сам проект осуществляется под бдительным присмотром столичного театрального критика, члена экспертного совета национальной премии "Золотая маска" Александра Вислова, который также присутствовал в зале. "Это не спектакль, не эскиз, - сразу предупредил Роман Феодори, - а читка и показ наработок". Таким образом, в течение нескольких месяцев будут демонстрироваться на публику новые наработки, чтобы угадать, где правда, а где нет, где скучно и где нужно ещё подтянуть.

Стоит сказать, что если в европейской части России жанр документального театра достаточно известен и популярен, а Театр.DOC неоднократно выступал в нашем городе со своими спектаклями, то для Красноярска проект "Подросток с правого берега" - явление новое и ещё неизученное.

То, что было показано, можно назвать и читкой, поскольку почти все артисты не расставались с текстами ролей, однако кое-где уже проблёскивали зачатки чего-то интересного. Запомнилась, скажем, Юлия Троегубова, замечательно смешно прочитавшая монолог "Девочки-лисички". Да и многие фразы так и просятся, чтобы стать крылатыми: "Если гора не идёт к Магомету, то Магомет берёт трубку и названивает", - говорит классная руководительница, которую блистательно играет приглашённая из Барнаула Елена Кайзер (надо добавить, что в труппу ТЮЗа влились шесть актёров из Барнаула). "В моём классе любимчиков не было, - поддерживает физрук. - Ненавидел всех". Замечательно смотрится, создавая практически законченный образ, педагог дополнительного образования - актриса Светлана Кутушева. Это уже почти концертный номер со своей драматургией - завязкой, кульминацией, развязкой. Особенно забавно, когда она рассказывает, перемежая речь ненавязчивыми матюками утомлённой училки, как работает с ансамблем, где все непоющие: "Главное, со звукорежиссёром дружить". И чтобы он вовремя микрофон выключил.

Кстати, о матах, которыми спектакль напичкан, что называется, под завязку. Где-то площадная брань уместна, хотя, может быть, можно обойтись и без неё, а где-то хорошо бы её вымарать напрочь. Сидя в зале, с сожалением заметил, что подростки-зрители наиболее активно и часто реагируют не на узнаваемые образы, списанные с них самих, а именно на матерщину. Театру это надо?

В целом же, как мне показалось, исполнители ролей педагогов и родителей выглядели поинтереснее, нежели те актёры, которые играли подростков. Но впереди ещё месяцы работы, поскольку премьера намечена на осень. И, судя по увиденному, могу сказать, что хотя "Подросток с правого берега" и отмечен как документальная драма, но постановщик Роман Феодори не собирается во всём следовать этому направлению. Во всяком случае, нормальный театр им не забыт.

Сергей ПАВЛЕНКО
"Красноярский рабочий", 20 июня 2012 г.

Небольшое уточнение от администрации сайта: "Подросток с правого берега" - это самостоятельный проект, а не часть трилогии "Наглядная переделка человека". С этой трилогией вообще много забавной путаницы. В нее входят "Фаренгейт-шоу" Р. Брэдбери и "Заводной апельсин" Э. Берджесса, третий спектакль выйдет только в 2013 году. Но к ней нередко относят и "Собак-якудза" Ю. Клавдиева, и "Наташину мечту" Я. Пулинович.