Памяти Рэя Брэдбери
06 июня 2012
Ушел из жизни один из величайших фантастов ХХ века — Рэй Брэдбери. Когда-то, в оттепельные годы, издание на русском языке его самого знаменитого романа «451 градус по Фаренгейту» поистине взбудоражило умы будущих шестидесятников. Еще не один десяток лет описанные в научно-фантастической антиутопии события казались несомненно фантастическими, но философские проблемы, затронутые в этом произведении были достаточно остры, чтобы спровоцировать первую сценическую интерпретацию на советской сцене: в 1971 году спектакль «451 градус по Фаренгейту» поставил в Красноярском ТЮЗе Кама Гинкас.
Потом, каким-то незаметным образом, реалии «Фаренгейта» стали куда более реальны, чем мы могли предположить еще совсем недавно. Подтверждением тому — спектакль по роману Брэдбери в московском театре «Et cetera». Его осуществил в 2007 году режиссер Адольф Шапиро, эстонский режиссер и актер Эльмо Нюганен играет здесь пожарника Гая Монтэга, а петербургский артист Сергей Дрейден — профессора Фабера.
Сегодня Кама Гинкас, Эльмо Нюганен и Сергей Дрейден отдают дань памяти Рэя Брэдбери в нашем блоге.
Кама Гинкас: Вообще, я терпеть не могу фантастики, но к ней меня всегда старалась приучить Гета, которая ее очень любила. И вот несколько рассказов Рэя Брэдбери, которые я прочел, произвели на меня впечатление. Не как фантастические произведения, а как возможность поэтического театра. И в 1970-м году я сам сделал инсценировку и поставил в Красноярском ТЮЗе «451 по Фаренгейту». В это время самиздата то, что было фантастическим для Бредбери, фактически было реальностью нашей жизни. Поэтому мне захотелось сделать спектакль не про фантастическое будущее, а про удушение свободы человека. Про пожарников, которые вместо того, чтобы тушить пожары, — жгут книги и людей вместе с ними. Все это было удивительно актуально.
Эльмо Нюганен: Сегодня у нас был лучший спектакль из всех, что мы играли. С первого момента. И если хотеть быть мистиком, то можно увидеть какую-то связь в том, как мы играли с тем, что его уже не было. Хотя мы не держали это в сознании, и когда во время спектакля Сережа Дрейден сказал, что Брэдбери умер, я не сразу все понял.
Самое странное: все, что он написал, — сбылось. В нашем спектакле есть слова, которые привнесены в инсценировку ее автором, Адольфом Шапиро, и, я думаю, они взяты из одного интервью самого Брэдбери. Но только когда профессор Фабер спрашивает у Монтега: «А вы знаете, кто такой был Брэдбери?» — я отвечаю: «Он был писатель-фантаст, и это наша реальность, доведенная до абсурда».
Сергей Дрейден: Мы уже несколько лет играем спектакль по Брэдбери «451 по Фаренгейту» в театре «Et cetera». Играли его и сегодня. Через полчаса после начала спектакля в мою гримерку зашли и сказали, что на 92-м году жизни этот великий фантаст умер. И в конце спектакля мы объявили публике, что это произошло. Возникла пауза, потом кто-то сказал: «Встанем», — и весь зал встал…
Мы играем редко, меняются актеры, но спектакль принимается удивительно, зрители воспринимают Брэдбери так же, как мы в 1953 году, когда он был для нас огромным событием…
Блог "Петербургского театрального журнала", 6 июня 2012 г.