Общество потребления и подстав в новом спектакле ТЮЗа

18 июня 2018

Общество потребления и подстав в новом спектакле ТЮЗа

«Звездец» – сатира в формате стендапа с апокалиптичным концом. Сатира на девушек, которые которые стремятся быть независимыми и успешными, а на деле просто используют людей.

В пьесе автора Валерия Шергина нет ни одной положительной героини (а в спектакле ни одного актера). Разбираемся, действительно ли беспринципность, безответственность и потребительское отношение к жизни входят в портрет нашей современницы, с режиссером Романом Феодори и исполнительницей главной роли Еленой Кайзер.

В центре сюжета – девушка Алена. У нее много парней, которых она использует, ни одной подруги, странные отношения с властной и назойливой матерью, а еще невероятная и необоснованная уверенность в собственном превосходстве. Маловероятно, что найдется зритель, которому понравится главная героиня.
1-_35_.jpg748
Формат стендапа позволяет говорить о том, о чем в классическом театре не подискутируешь, а также дает возможность актерам обращаться к зрителю. К слову, последние сидят не в зале, а за столиками (соки и вода прилагаются). В постановке много уместной ненормативной лексики (так что ханжам будет трудно). Она действительно оправдана, потому что рассказ идет от лица девушки, которая в жизни и не может выражаться иначе.

Роман Феодори, режиссер
1-(51).jpg748
В спектакле нет ни одной героини, которая вызывает положительные эмоции. Почему?
Драматург Валерий Шергин показал в пьесе не очень радостный срез женских образов, которые попадались ему в жизни. Но в конце он дарит главной героине возможность измениться. Взрывается планета, Алена полностью опустошена. И когда героиня стоит на обломках, есть шанс, что она обретет душу, изменит свои жизненные ориентиры. Шергин дает Алене надежду, и в этом его замысел.

Девушки, подобные Алене, – беспринципные, с потребительским отношением к жизни и людям, вам лично встречались?
Конечно. Когда вы слушаете, как они разговаривают, с симпатией или антипатией начинаете смеяться над их диалогами, осознаете, что слышали где-то подобное. В автобусе, на улице, на остановке, на работе, в ресторане. Такие люди есть. Шергин не придумал практически ни одну ситуацию и ни одного текста. Он взял их из жизни. Автор прекрасно владеет языком современного общения определенной категории девушек. Мой круг, конечно, исключает подобных людей. Я не представляю, какие у меня могут быть с ними общие интересы, чтобы пустить их в свою жизнь.

Формат стендапа выбран, чтобы ярче и красочнее показать именно такую часть общества?
Мы немножко замучили нашего зрителя серьезным материалом. Последние спектакли ТЮЗа поставлены по Ибсену, Сартру, захотелось сделать аудитории подарок. Эстрадная манера исполнения, интересное пространство, созданное нашим художником (Даниилом Ахмедовым – прим. редактора) складываются в приятный вечер. Несмотря на то, что в постановке затрагиваются серьезные темы, сама форма подачи легкая. Плюс зрители любят формат стендапа. Здесь мы в чистую попытались работать в нем. Для драматических артистов это достаточно сложно, но, мне кажется, девочки с этим справляются. Актрисы с февраля учились выходить к микрофону, не в декорациях, не в привычной обстановке. Это хороший эксперимент для них. Думаю, зрители оценят. Тем не менее, мы все равно театр, а не Comedy Club, поэтому задавая такую форму, в любом случае ведем зрителя куда-то, задаем мысль и призываем задуматься.

Поведение героинь свойственно только женщинам или все же есть такие мужчины?
Шергин разбирался именно с женской философией. Но мы сделаем отдельный спектакль о мужчинах в этом же формате и пространстве. Я не говорю про всех женщин, но потребительское отношение к мужчинам, вполне себе внятное желание зарабатывать не работая, получать деньги и только удовольствие очень свойственно именно девушкам. Точнее, девушкам определенного воспитания.

Вы считаете персонажей «Звездеца» плохими?
Не бывает определенно плохих или хороших людей. В каждом много всего намешано. Есть определенные черты характера героинь, которые драматург высмеивает, делает жесткую сатиру, выявляет самые гадкие особенности современной девушки. Елена Кайзер, в ввиду того, что она очень сильная актриса, делает Алену все-таки обаятельной.

Елена Кайзер, актриса, исполнительница роли Алены 1-_62_.jpg748


Как вы относитесь к своей героине?
Артистам вообще очень сложно ответить на этот вопрос, потому что мы все-таки выступаем адвокатами своей роли. Какая бы ни была героиня или герой: вредный, глупый, дурной, даже убийца, все равно его нужно оправдать. Наверное, мне нужно в процессе просто полюбить Алену. Иначе играть невозможно. На данном этапе пытаюсь это сделать.

1-(44).jpg524Вам, конечно, Алена совсем не близка.
Начнем с того, что героине двадцать три года. Я уже немного другое поколение, мне тридцать пять. Сложно даже не понять, а принять Алену. Не могу сказать, что я закоренелая приверженица старых устоев, слушаю рэп, смотрю баттлы, нахожусь в контексте современности, но моя героиня глупее, даже тупее представителей своего поколения. Пьеса написана в 2014-2015 годах, сейчас прошло время таких персонажей, они неактуальны. Нынешние молодые девушки уже не так часто употребляют мат, бросают курить, ведут здоровый образ жизни, стремятся развиваться, понимают, кем хотят стать. Пьеса, наверное, больше пародийная.

Встречали реальных людей, похожих на персонажей спектакля?
Недавно мы ездили в торговый центр и там встретили девочек, которые чистой воды Алена и Юля (одна из героинь стендапа – прим. ред). Я же не выхожу из театра, помимо репетиций, есть основной репертуар, поэтому у меня не было возможности понаблюдать, скопировать образ Алены с реально существующего человека. Вот на этих девочек я и посмотрела, и была в шоке. От внешнего вида, от манеры разговора. Так что такой контингент есть. Да, не у всех в окружении, но Алена и Юля существуют.


Чтобы составить свое мнение о премьере ТЮЗа, лучше увидеть «Звездец» воочию. Может быть, вы посмеетесь, может расстроитесь, может задумаетесь, а может и оскорбитесь.

Татьяна Зиза, портал «Культура 24», 15.06.2018