Ну очень «Странная миссис Сэвидж»
06 мая 2009
Главную роль в новой комедии Красноярского ТЮЗа «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика сыграла легендарная актриса этого театра — народная артистка России Лариса Малеванная. Премьера приурочена в 45-летию ТЮЗа, которое он отпразднует в декабре.
Старшее поколение красноярских зрителей еще помнит Ларису Малеванную по работам в ТЮЗе. Младшее больше знает ее по ролям в кино (одна из самых известных широкой зрительской аудитории — мама главной героини в фильме «Интердевочка»). Ее участие в спектакле театра, в котором она когда-то начинала, — несомненный подарок для публики. Но повлечет ли приезд актрисы какие-то серьезные изменения в самом ТЮЗе? Большой вопрос.
Что, в общем-то, было понятно и до этой премьеры: она только подтвердила очевидное. Хотя, спору нет, «Странная миссис Сэвидж» действительно смотрится как некий прорыв. Но только по сравнению с другими спектаклями ТЮЗа, не более того. И во многом именно благодаря участию в этой премьере Малеванной.
А что будет дальше, выводы сделать нетрудно. Главная проблема постановки питерского режиссера Андрея Максимова, на мой взгляд, — в ней нет четкого соответствия заявленному жанру комедии. Видимо, такова индивидуальность Ларисы Малеванной — в своей миссис Сэвидж она раскрывает не только комическое, но и глубокую социальную драму. Да и как, скажите, должна себя чувствовать женщина, чьи приемные дети выросли алчными и эгоистичными? Малеванная играет трагикомедию. А ее партнеры на сцене — комедию, переходящую местами в откровенный фарс. До глубины, многоплановости своей партнерши они просто не дотягивают. Этот явный диссонанс ощущается на протяжении всего спектакля. Но без Малеванной (предполагается, что она сыграет еще только в декабре, на юбилее театра) все встанет за свои места. Репертуар ТЮЗа пополнила еще одна комедия.
Из тюзовцев в ней самые убедительные, как ни странно, дети миссис Сэвидж. И хотя они выписаны всего одной краской — черной, — по крайней мере, сами актеры понимают, что они играют. Особенно интересен судья Сэмуэл — при немногословности своего персонажа Вячеславу Ферапонтову удалось создать весьма запоминающий острохарактерный образ. Что же касается соседей миссис Сэвидж по психиатрической клинике, куда ее упекли неблагодарные дети, в этих персонажах достоверности нет ни на грош. Разве что за исключением миссис Пэдди (Светлана Шикунова), но эта героиня и у автора изначально выписана гротескно. В остальных случаях психологическая драма людей, не осознающих, что они безумны, оборачивается веселенькой комедией про психов из дурдома. Добрых, милых, ах, ну таких душевных — просто мыльная опера, да и только. В финале, когда миссис Сэвидж покидает «тихую обитель» и соседи приносят ей подарки на память, — такое ощущение, что режиссер сознательно затягивает паузы в сценах с подношением каждого подарка, чтобы у публики было время поумиляться и поаплодировать. Типичный антрепризный приемчик. Как и снять штаны перед зрителями (что демонстрирует в одной из сцен герой Андрея Киндякова Ганнибал) — видимо, без этого, по мнению режиссера, комедия не комедия.
И что еще особенно разочаровало — сценография Александра Баженова. Розовая стена лечебницы с белой лепниной и светильниками-шариками — явное продолжение стены зрительного зала ТЮЗа. И что этим хотели сказать постановщики? Что все мы находимся в дурдоме и нет особых различий между больными и здоровыми? Нет ничего хуже, когда режиссер и художник кидают в пустоту столь многозначительные и бессмысленные загадки.
Елена КОНОВАЛОВА
"Лаборатория новостей в Красноярске", 6 мая 2009 г.