Новые молодые. Никита Бетехтин
10 ноября 2020
За 27 своих лет «ПТЖ» отследил, отразил, отписал судьбу по крайней мере двух режиссерских поколений.
Вполне легендарный № 17 собрал когда-то на страницах «новую волну» 1990-х: Клима-Козлова-Праудина-Дитятковского-Галибина-Туманова-Крамера-Бутусова-Могучего.
Книга «Без цензуры: молодая российская режиссура ХХI века» собрала тех, за кем мы тоже неусыпно следили: Карбаускиса-Кудашова-Крикливого-Панкова-Богомолова-Савчука-Абушахманова-Бархатова-Павловича-Егорова-Зобнина-Феодори-Григорьяна-Квятковского-Янушкевича-Муравицкого-Гриншпуна-Гороховскую-Александровского-Кулябина-Тумину-Гацалова-Волкострелова-Диденко-Артемова-Горвиц-Сафонову-Серзина-Кобелева-Бокурадзе. Поколение дебютантов «нулевых», за некоторыми «недостачами», — на страницах этой книги.
Наступает черед новых имен. Их много. Писать о них трудно: разбросанные по городам и весям, носящие на спине «домики» своих театров (так, впрочем, было и с предыдущими генерациями), они трудноуловимы «целиком». Пока в номере лица тех, кого захотели и смогли запортретировать авторы.
«Площадку молодняка» надо было чем-то объединить, чем-то собрать. И пришла мысль — задать молрежам те же вопросы, что мы задавали режиссерам «два поколения назад», в том самом № 17. Устарела пара вопросов, а так — мостик был перекинут.
Реакция на разосланную анкету была прекрасной:
— Добрый вечер! Ничего себе вопросики))
— Ого, какие вопросы)) сегодня тогда не успею)
— О, тут нужно вдумчиво посидеть, внятно и кратко ответить. А состояние мое к этому не располагает…
— Спасибо за сложные, но интересные вопросы
— Ох…
Я уже не помню, конечно, с какими трудностями сталкивалась редакция, анкетируя «старых молодых», но «новые молодые» в основном охали, лишь один написал: «Легко и с удовольствием». Но — ответили. Так что читайте. Они пришли. Они вот такие. Они ставят.
Марина ДМИТРЕВСКАЯ
НИКИТА БЕТЕХТИН
1. «Деятель театра, поскольку он человек, должен отдавать себе отчет в том, зачем он делает театр», — говорил Дж. Стрелер. Ваши варианты? Что такое для вас театр? Для чего он?
Не уверен, что человек отдает себе отчет во всем, что он делает. Я работаю. Хочется верить, что моя работа нужная и полезная и что это все не зря. Мне повезло, я работаю в Красноярском ТЮЗе, и у этого театра есть идея: мы работаем для детей, и хочется, чтобы дети видели самый лучший, самый современный театр. Мы перестали говорить с детьми «сверху вниз» и выбрали путь общения с юным зрителем «на равных». Ответственность огромная — все, что смотрят наши дети, — это и есть наше будущее.
2. Театральный словарь: атмосфера, ансамбль, ритм, мизансцена, действие, конфликт, музыка. Определите, пожалуйста, что означает для вас каждое слово. Ненужное вычеркните. Впишите недостающее для вас.
От репетиции к репетиции учусь обходиться без профессиональных терминов. Говорить простым живым языком с живым человеком — задача сложнее, чем щеголять театральными словами, заученными в ГИТИСе. Стараюсь придумать с артистом свои «условные обозначения», можно даже обойтись без слов, найти точные жесты, местоимения — никто из посторонних не поймет нас, это часть нашего сговора. Вот кстати… «Сговорившиеся люди — это уже ансамбль». «Артист, который понимает, что он делает на сцене, — действует». «Действие рождает противодействие, и здесь возникает конфликт»… Но это все азбука. Ничего нового я не добавлю.
3. Ваше этическое кредо.
Поступать по совести.
4. Режиссура: искусство и ремесло. В чем диалектическое взаимодействие этих понятий и в чем их конфликт?
Мне кажется, что понятия искусство и ремесло не могут входить в диалектическое взаимодействие, поскольку одно понятие — искусство — входит в другое, более широкое понятие — ремесло. Каждое искусство — ремесло, но не каждое ремесло — искусство.
5. Смерть театру в ХХ веке предрекали дважды. Что угрожает театру сегодня?
Я глубоко убежден, что театру как виду искусства не угрожает ничего: театр может стать другим, язык коммуникации может кардинально поменяться, один театральный формат, в конце концов, сменит другой. Кажется, что мы можем наблюдать рождение и смерть, возрождение и забвение определенных форматов, но театр, как все живое, эволюционирует.
6. Что такое лично для вас «живой театр»?
Живой театр обладает признаками живого: он «дышит», развивается, реагирует на измененияи, к сожалению, рано или поздно устаревает и умирает.
7. Ваши самые сильные театральные впечатления за всю жизнь?
Поступление в ГИТИС, поступил с пятой попытки. Благодарен Леониду Ефимовичу Хейфецу, что дал мне этот шанс.
8. Актер — художник или исполнитель, интерпретатор или создатель?
Встречал все четыре вида и даже повезло поработать с такими редкими видами, как актер-паразит, актер-трутень, актер-головастик, актер-нарцисс, актер-нытик, актер-зануда. Актер-художник, исполнитель, интерпретатор и создатель — это качество партнерских отношений между мной-постановщиком и исполнителем-артистом. Нередко с одним и тем же артистом мы вступаем в совершенно иные отношения в том или ином проекте: тотальное подчинение партитуре или совместное сотворчество.
9. Бергман говорил: «Актер — брат и саботажник». В чем заключается братство и в чем — саботажничество?
Интересно, что Бергман пытается определить отношения актера и режиссера, используя понятия, которые, по сути, не являются антонимами. Думаю, что он имел в виду братство как близкие доверительные отношения, а саботажника — как субъекта скрытого сопротивления режиссерскому замыслу. И то и другое, в зависимости от дозы, — и «яд» и «лекарство». Первоначальный режиссерский замысел постоянно встречает сопротивление: художник, композитор, режиссер по пластике, видеохудожник, саунд-дизайнер, а затем и актерский ансамбль и в частности конкретный артист — все участники команды так или иначе сопротивляются твоему замыслу, добавляют что-то, изменяют. В этом, наверное, и есть суть театрального искусства как искусства коллективного.
10. Существует ли для вас понятие актерской школы? Какой вы себе ее представляете в идеале?
Существует, но в более широком понимании, чем театральный вуз: наличие или отсутствия диплома — это не критерий профессионализма. Для меня основное качество в природе творческого человека — это умение впечатляться, воспринимать этот мир, подмечать нюансы, сопереживать и переводить впечатления в художественный образ. Вот этому нужно учиться, а научившись, оттачивать мастерство — впечатляться.
11. Если бы вы имели возможность собрать собственную труппу со всего мира — из кого бы она состояла?
Мне близка идея «театра-монастыря», «театра-коммуны». Утопическая идея… Если была бы возможность собрать собственную труппу, собрал бы артистов, фанатично преданных идее. Кстати, важна именно идея: во имя чего собираться.
12. В диалоге с кем вы находитесь?
Нахожусь в постоянном диалоге с учителями: с Хейфецем и Рыжаковым. Мне повезло: Леонид Ефимович щедро поделился профессиональными инструментами — разбор, приемы работы с актером, а Рыжаков поселил в мою голову сомнение. И вот благодаря этому сомнению уже все не так просто и обретает подлинный смысл художественного поиска. Ну и, конечно же, я нахожусь в диалоге со своим поколением коллег: с молодыми режиссерами, художниками, композиторами, драматургами, перформерами — мне интересно, как молодые люди воспринимают этот мир. Учусь у сверстников.
13. Как вы ощущаете сегодняшнюю российскую театральную ситуацию?
Пока думаешь о сегодня, оно становится уже «завтра». Трудно оценить текущий момент, просто не успеваешь отрефлексировать момент, которым живешь. Нужно сказать, что в нашей огромной стране везде разная театральная ситуация, в каком-то регионе (или в городе) можно наблюдать вполне успешную, а где-то театральной ситуации нет вообще. И это не зависит от удаленности, бюджета, менталитета. Это зависит в первую очередь от людей, которые собираются вокруг идеи — делать интересный театр.
Фото Д. Зандберга