Неутомимый Роман
21 августа 2014
Вокруг постановок Романа Феодори всегда возникает необыкновенный ажиотаж, все потому, что он умеет удивлять. Мы поймали Романа Феодори перед премьерой его нового спектакля и выяснили, что же ему действительно интересно.
Роман, скажите, как вы оказались в Сибири?
— Три года назад ваш замечательный министр культуры, Геннадий Рукша, пригласил меня в Красноярск, руководить театром юного зрителя. Он специально прилетел в Новосибирск на фестиваль, где я был с театром, которым руководил до этого. Так я и оказался в Красноярске, никакой интриги.
Неужели у вас не было предубеждения насчет Сибири, ведь существует устойчивый стереотип насчет театров на периферии. Многие считают, что настоящий театр есть только в наших столицах…
— Вы знаете, провинциальность — это такой не хороший критерий, который почему-то применяют к тем театрам, которые находятся за МКАД. Лично для меня провинциальность никогда не была связана с географией. Провинциальность — это определенный тип мышления. Я видел очень много театров в провинции, которые не провинциальны ни по мышлению, ни по уровню драматургии, ни по спектаклям, и в то же время видел очень много спектаклей провинциального пошиба в столицах. Например, Ярославский и Омский театр драмы всегда были в тренде российских театров, они ничем не уступают центральным столичным. Екатеринбургский театр вообще в мейнстриме общеевропейской хореографии Contemporary Dance.
И с вашим приездом театр очень трансформировался! Скажите, был ли какой-то план модернизации театра?
— План был, план есть, план в действии! Конечно, план все время видоизменяется. Меня расстраивает, что зачастую театры в России, в отличие от европейских, — это очень закрытые заведения: так, в театр ты не можешь прийти утром, попасть туда ты можешь только за час до спектакля, а после него тебя сразу хотят выгнать. Мне кажется, это неправильно: театр должен быть открытым, он должен быть открыт с 9 утра до часа ночи. В театре обязательно должно быть кафе, книжная лавка, прекрасный Wi-fi , должны проходить какие-то мастер-классы, лекции, занятия по йоге — все, что угодно. Спектакль — это, пусть и очень важная, но только часть работы театра. Я хочу чтобы театр стал местом проведения интеллектуального досуга. В театре обязательно должна быть библиотека, книжная лавка, кафе. В театре должно просто очень приятно находиться.
То есть театр как площадка нового формата?
— Да! И стоит отметить, что Европа уже давно в эту сторону двигается. Мы хотим превратить наш театр в такое место, где самовыражаться могли бы все: начиная от ребенка и заканчивая взрослым зрителем, причем, не только артисты и режиссеры, а уж как самовыражаться, мы придумаем и сочиним.
Я знаю, что вы одинаково любите работать как с классическими, так и с современными текстами. Скажите, какая пьеса может понравиться Роману Феодори?
— Конечно, я всегда занимаюсь только тем, что мне кажется интересным, в чем мне нравится разбираться как режиссеру, тем, чем можно увлечь артистов. Есть очень много историй, в которые хотелось бы окунуться, и в тоже время есть очень конкретные вещи, которые нужны сегодня этому городу, театру, труппе, публике. Когда все эти факторы соединяются воедино, рождается репертуар. Одинаково интересно работать и с классическими произведениями, и с драматургией современной: любопытно погружаться и туда и туда, особенно в случае, если ты идешь за драматургом, потому что он обязательно тебя чему-то новому научит.
Вы говорили, что главное в театре, чтобы возник интерес. А что вас сейчас интересует?
— Сейчас часто говорят: нет психологического театра, психологический театр умер, а мне кажется, что это полный бред, потому что psycho в переводе с латыни — душа, и если театр не занимается душой человека, тогда он никому не интересен. Как бы это банально не звучало, но современный человек, его строение, мозг и сердце, эмоция или разум — это и интересует всех.
Театр принято считать синкретическим искусством. В ваших спектаклях много танца, музыки, как добиться гармонии театрального действия с другими видами искусств?
— Театр — это синтез абсолютно разных искусств, он не является чистым искусством. А театр объединяет в себе очень многое и это очень здорово, потому что можно использовать столько возможностей. Сейчас появился очень хороший тренд — соединение несоединимого. Театр без пьесы, театр без артиста… Есть, например, спектакли, в которых главным действующим лицом является факс, и, говорят, за этим интересно наблюдать.
И как вы к этому относитесь?
— Я к этому отношусь очень хорошо. Все, что живое, все, что меня трогает, я к этому всегда отношусь очень хорошо.
В одном из интервью вы говорили, что любой спектакль — это эксперимент. А насколько далеко вы можете зайти в своих экспериментах?
— В экспериментах мы заходим настолько далеко, насколько требует этого материал. Если нужно достичь достоверности в исполнении военной пьесы, то нужно собраться всем вместе и уехать в военную часть. После этого можно работать над этим. Например, у нас есть спектакль «Подросток с правого берега» мы его поставили потому, что нам очень хотелось узнать, кто живет с нами рядом, по соседству. Мы пошли на эксперимент: мы не стали брать никакую пьесу, мы вышли к людям, стали с ними дружить, общаться, записывать их диалоги. Так и родился спектакль, а началось все с эксперимента.
А у вас есть какая-то глобальная цель, то, ради чего вы творите?
— Я отвечу театральным языком: процесс всегда интереснее и важнее результата. Зачем, для чего — это далекие категории для меня. А когда интересно что-то делать — это правильно.
Приоткройте завесу тайны, чем же вы порадуете зрителей в новом театральном сезоне?
— Художник Даниил Ахмедов, тот человек, который придумал «Снежную королеву», запускает новый большой проект, который называется «Алиса», к ноябрю мы выпустим этот спектакль. Кроме того, в юбилейном сезоне мы подготовили для наших зрителей очень много замечательных потрясений, естественно, в хорошем смысле этого слова. В четвертый раз пройдет лаборатория «Вешалка», на этот раз это будет «Киновешалка», мы будем заниматься только киносценариями, мы привезем два прекрасных фильма вместе с режиссерами этих фильмов. Зрители смогут увидеть эскизы спектаклей по пьесам Тарантино, Макдонаха, Феллинни.
Александра Таянчина, "Стольник", август 2014