Наталья Шумилкина: «Зрелищность, шоу - мой осознанный выбор»
18 октября 2018
Известный российский режиссёр, лауреат премии за лучшую режиссёрскую работу и лучше концертное шоу 2005 года «Золотой граммофон» Наталья Шумилкина побывала в Красноярске на премьере собственного проекта «Сказки, сказки, сказки» в Театре юного зрителя, включающего в себя три отдельных спектакля – «Дзынь» Натали Фильон, «Красная шапочка» Жоэля Помра и «Слон Хортон» Доктора Сьюза.
Наталья Валерьевна работала в Ногинске, Орске, Новотроицке, Ульяновске, по контракту сотрудничает с Российским академическим молодёжным театром, где вышли её громкие спектакли «Четвёртый богатырь» по пьесе Родиона Белецкого и «Ксения Петербургская» Вадима Леванова. Сейчас она приступила к постановке церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса журналистов «Золотой Гонг – 2018» (организатор - Альянс руководителей региональных СМИ России «АРС-ПРЕСС»). Церемония пройдёт на площадке партнёра конкурса - в медиацентре «Российской газеты» 13 декабря 2018 года.
- Чем обусловлен выбор вашего имени красноярским театром и вашего конкретного материала?
- Выбор театра - рекомендация известного театрального критика Олега Семёновича Лоевского, который давно дружен с ТЮЗом. Театр получил государственный заказ на три детских спектакля, на постановку которых пригласили меня.
При работе с материалом родилась идея одного, но видоизменяющегося в каждой сказке пространства с участием девяти артистов. Я взяла «Дзынь», «Красную шапочку», «Слона Хортона». Первая сказка родилась из моей театральной лабораторной работы, проводившейся в Саратовском ТЮЗе, «Дзынь» – история о капле, путешествовавшей по миру, а «Красная шапочка» и «Слон Хортон» в Красноярске создавались впервые. Мы начали со сказки для самых маленьких, чтобы войти в эту историю.
- Получились своеобразные возрастные ступеньки - от спектакля для малышей и к возрасту повыше?
- Не специально, но, наверное: 6+, 8+, 10+. Театральный сериал для тех, кто подрастает.
- Почему выбор пал на современного писателя Жоэля Помра, а не на более древний источник, например, довольно страшного Шарля Перро?
- Когда прочла текст, поняла, что он даёт возможность игрового приёма. В пьесе Жоэля Помра есть то, что мне ближе: если на пути встречается страх, от него не нужно бежать, а надо пойти навстречу и пережить его. Тогда человек может освободиться от того, что ему мешает идти по жизни.
- В чём смысл приглашения на три сказки одного актёрского состава?
- Мы решили, что девять человек в состоянии разыграть любую историю. Поскольку появился ключ и в работе, найдено режиссёрское взаимопонимание. Артистам в этом ключе стало интересно рассказать не одну историю, и в историях находить новый язык общения с новым зрителем, объяснять - что, зачем, почему...
- Откуда родился замысел разноцветия сказок - от светлого через тёмный к цветному?
- Первая история – «Дзынь», разыгрывают уличные артисты а-ля Чаплин: чёрные бриджи, ботинки, котелки, белые рубашки. Хоррор «Красная шапочка» играем в чёрных рубашках. И здесь точно работает красный цвет. А что касается клип-шоу «Слон Хортон», там мы взяли за основу костюмы, которые предпочитает современная молодёжь.
Каждый спектакль несёт свою информацию, и цветовое решение помогает в этом разобраться. «Дзынь» - поиск своего места в жизни, «Красная шапочка» - размышления о внутренних страхах, в «Слоне Хортоне» разговор идёт о доброте.
- В вашей биографии прослеживается своеобразная цепочка от вахтанговской школы (училище имени Б. В. Щукина) к вашему педагогу Михаилу Борисову, который известен сегодня на телевидении как шоумен и ведущий «Русского лото», а затем с выходом на поставку таких шоу, как «Золотой граммофон», «Максидром»...
- Михаил Борисович Борисов – мой учитель и педагог, потрясающий человек. Он декан режиссёрского факультета Щукинского училища. Вахтанговская школа – яркая, зрелищная, игровая... Никакого противоречия в том, что касается шоу, нет. Думаю, есть возможность привносить новое в шоу-бизнес людям, профессионально занимающимся театральной режиссурой. И некоторые моменты высокого зрелищного шоу-бизнеса можно использовать в театральных постановках.
Красноярский ТЮЗ в этом плане впереди планеты всей! Здесь ставят спектакли визуально зрелищные, яркие, используют технические новинки, которые существуют именно в шоу-бизнесе. На мой взгляд, театр должен быть не только осмысленным, но также ярким, так как люди сегодня в основном через гаджеты, то есть через визуальный ряд считывают суть происходящего.
Время настолько быстрое, что долгие диалоги, монологи на сцене отвлекают внимание, юные зрители теряют концентрацию и интерес к действию на сцене. Но если это подкреплено каким-то визуальным рядом, то внимание сразу возвращается... Зрелищность, шоу - мой осознанный выбор. Я хочу ставить действие, за которым интересно наблюдать.
- Получается, театр и шоу вы постоянно совмещаете?
- Это зависит от материала.
- «Дети солнца» Максима Горького, наверное, поставленные вами в Сергиевом Посаде?
- Там не возникает желание делать шоу, но, тем не менее, зрительный ряд насыщен.
- В «Турандот» Карло Гоцци, который вы делали в Ульяновске, не отталкивались от канонический версии Вахтанговского театра?
- А зачем? Конечно, отталкивалась как можно дальше. (Смеётся.)
- Судя по вашим постановкам, вы всё-таки испытываете тягу к сказкам?
- Не сказала бы, что тяготею – театр этого хочет. В сказке есть возможность применить свою фантазию, можно всё – хоть на ушах стоять. А так с огромным удовольствием делала бы взрослые спектакли, по которым я уже очень соскучилась. Когда ставила «Детей солнца», что называется, оторвалась, добравшись до настоящей, серьёзной, интересной драмы.
Я из актёрской семьи. И вся моя человеческая история с момента осознания себя в этом пространстве говорит, что я должна была стать великой трагической актрисой. Парадокс в том, что я не стала актрисой, а стала режиссёром, который делает сказки и комедии.
- О желании стать великой трагической актрисой можно поподробнее?
- Казалось, у меня есть такой дар, серьёзное постижение мира. В детстве смотрела мультфильмы, и когда какой-нибудь тигр загонял лань, рыдала. Жила с ощущением трагизма. Любила поэтов Серебряного века – Цветаеву, Пастернака, Маяковского. Но постепенно пришло постижение того, что театр – игра, и это может быть весело.
Семь лет я поступала на актёрский факультет, прежде чем пришло осознание, что моё призвание - режиссура. Я открыла в себе много способностей... Могла бы быть, например, хорошим администратором, есть организационные способности. Но случается в жизни человека момент, когда он долго куда-то долбится и вдруг понимает, что больше туда не хочет. Однако как только понимаешь, что дверь закрывается, закрывается возможность говорить...
Я – интроверт, человек закрытый. Научилась разговаривать с людьми годам к тридцати. Способ моего высказывания: умею, могу, хочу говорить через театр. Могу выразить театральным языком то, что не в состоянии выразить словами. Наверное, поэтому семь лет моей жизни не были выброшены, и я пошла дальше.
- Кто был вашими учителями, кроме Михаила Борисова?
- Великий педагог Александр Михайлович Поламишев. Главное, что он нам подарил, - действенный анализ пьесы, открывающий профессию. Изданы две его книги по режиссуре. Моим любимым учителем по актёрскому мастерству была Людмила Владимировна Ставская – легенда театрального института.
- Не жалеете, что поменяли актёрскую профессию на режиссуру?
- У меня есть инклюзивный спектакль с моими детками-сиротами, инвалидами, который называется «Наш балаганчик». Выхожу вместе с ними на сцену, читаю стихи. Три года назад появилась жажда работать с такими детьми...
Там я понимаю, в чём безусловная польза, что ты не зря живёшь, потому как всё остальное - в меру нашего эгоизма. Чувствуешь, что не просто так ходишь по земле, ведь рядом с тобой ребёнок, которому тяжело: он брошен, болен... Мне кажется, это какое-то служение - тратить себя, дарить другим. Всё, что мы делаем в этой жизни, возвращается. Это волонтёрство. Я – режиссёр-волонтёр.
Используя свои актёрские дарования, пусть не трагические, могу донести до актёра, что и как делать. Я уверена, что занимаюсь именно своей профессией.
- Не хочется ли вам активнее работать в Москве?
- Очень люблю путешествовать. Слава Богу, есть такая возможность. С огромным удовольствием работаю в разных театрах России. Мне кажется, это круто. Столько хороших артистов, столько хороших театров! Подобное значительно обогащает.
- Возвращаюсь к вашей работе в Красноярском ТЮЗе. Довольны тем, что получилось?
- Мы же работаем на результат. Думаю, у нас всё получилось.
Наталья Валерьевна Шумилкина. В 1997 году окончила режиссёрский факультет Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина (мастерская А. М. Поламишева и М. Б. Борисова). С 1986 по 1997 год работала в РАМТе помощником режиссёра, с 1997 по 1999 год - заведующей артистическим составом. С мая 2005 по октябрь 2006 года являлась главным режиссёром Орского драматического театра имени А. С. Пушкина.
Руководит собственной режиссёрско-сценарной корпорацией "Росарт групп", работающей в сфере театра, кино и шоу-бизнеса. С 2007 года преподаёт в РАТИ (ГИТИС) на эстрадном факультете, курс М. Б. Борисова.
В 2009 году окончила режиссёрский факультета МИТРО (школа телевидения "Останкино"). Лауреат премии СТД и компании ТНК (Оренбург) "Альфа" (лучшая режиссёрская работа театрального сезона 2003-2004), лауреат премии МУЗ ТВ - "Лучшее концертное шоу 2005 года" - "Золотой граммофон".
Поставила спектакли: "Ксения Петербургская", "Аленький цветочек", "Антигона", "Сказка о Попе и работнике его Балде", "Любовное безумие", "Романтики", "Хозяйка медной горы", "Свободная пара", "Снежная королева", "Турандот" и другие.
Газета «Красноярский рабочий», 17 октября 2018 года