Мы хотим разговаривать с детьми нормально

30 ноября 2012

rf.jpg481«Меня всегда раздражало, когда со мной в театре сюсюкались. Мы хотим разговаривать с детьми нормально. Трезво, может быть, даже жёстко и на серьёзные темы», - о революции в Красноярском ТЮЗе рассказывает главный режиссёр Роман Феодори, которому удалось начать в театре новую, многообещающую историю. Дважды при его руководстве состоялась лаборатория «Вешалка». Первая, в сентябре 2011-го, пополнила репертуар спектаклем «Ипотека и Вера, мать её». В сентябре нынешнего года вторая «Вешалка» открыла в ТЮЗе Год детской драматургии - появятся четыре новых спектакля. За два своих спектакля Роман Феодори назван лучшим режиссёром сезона 2011-2012 гг. на краевом фестивале «Театральная весна».

СВОБОДНАЯ АТМОСФЕРА

Krsk.aif.ru - Роман Николаевич, публике видны внешние изменения, произошедшие в ТЮЗе за год. По вашей собственной оценке, какие перемены происходят изнутри - в труппе, в атмосфере?

Роман Феодори: - Всё идёт к тому, что у нас сейчас обнаружится новый стиль театра. Молодёжный, агрессивный, смелый и очень свободный. В этом году в труппу пришли десять человек - выпускники Красноярской академии музыки и театра, курсов Александра Истратькова и Елены Привалихиной, и люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула. Интерес­ный состав артистов, я думаю, соединится с активом, который уже есть, и вместе мы должны создать рабочую, творческую и свободную атмосферу. Мы начинаем понимать, зачем нам всё это нужно, отслеживаем генеральную линию и развиваемся в соответствии с ней.

Krsk.aif.ru - Как формулируете генеральную линию ТЮЗа?

Р.Ф.: - Перестать разговаривать невзрослым языком. Ян Корчак сказал: нет детей, есть люди. Меня всегда раздражало, когда со мной сюсюкаются. Самое ужас­ное, чем грешат ТЮЗы - спектакли для детей. Идёт приторно-сладкий разговор на банальные, порой глупые, темы. Мы хотим разговаривать с детьми и подростками нормально, здраво, трезво. Может быть, даже жёстко и на очень серьёзные темы.

Krsk.aif.ru - Какие темы считаете важными для детей и подростков?

Р.Ф.: - С детьми лет 5-6 уже спокойно можно разговаривать о душе, Боге. Об ответственности. О смерти и жизни. О человеке, о том, какие мы, что в нас интересного, как отделить хорошее от плохого. С подростками - о любви и самоопределении. О том, что происходит в мире, в котором мы живём. О людях вокруг нас, времени, стране. И, как показали спектакли «Наташина мечта», «Собаки-якудза», «Подросток», чем серьёзней разговор, тем активней подростки в него включаются.

Krsk.aif.ru - Разговаривать на серьёзные темы, по-взрослому - это и есть верный способ привлечь детей и подростков в театр, отвлечь от «Контакта» и Интернета?

Р.Ф.: - Спектакль происходит не на сцене, а в зале. Если в зале спектакль не случился, значит, он не случился вообще. Каким образом можно включить человека в историю? Говорить на темы, которые его волнуют. Они берутся из зала. Зритель - в центре внимания.

Krsk.aif.ru - Спектакль «Подростки с правого берега» создан из историй подростков, живущих в окрестностях ТЮЗа. Зачем включать действительность в театральное зрелище?

Р.Ф.: - Люди, которые занимаются театром, почти на 100% эгоистичные, зацикленные на себе. Чаще всего мы ставим спектакли и играем то, что волнует нас. А что волнует тех, кто к нам приходит, не знаем. Для этого и был придуман проект. Именно для этого мы ушли туда (показывает за окно), в школы, на улицу. Нам очень хотелось, чтобы на сцене зазвучали монологи людей, которые никогда не смогли бы ничего произнести со сцены. Может быть, тогда мы узнаем о них что-то серьёзное. Это имид­жевый спектакль, наша визитная карточка, наша библия.

КРАСНОЯРСК - ВАВИЛОН НЕМНОЖКО

Krsk.aif.ru - Что привело питерского режиссёра с именем в провинцию?

Р.Ф.: - Я к слову «провинция» не очень хорошо отношусь. Для меня провинция - это не принадлежность к какому-то месту, а мышление. Я очень много знаю театров в Москве настолько провинциальных, что просто руки опускаются. И знаю театры, которые находятся в провинции территориально, но не относятся к провинциальным. Новосибирский театр «Глобус» - какая же это провинция?

Krsk.aif.ru - И всё-таки, почему выбрали Красноярск?

Р.Ф.: -Я читал, что в ТЮЗе - сложная ситуация. Очень хотелось театр раскрутить и себя проверить. Я до этого ставил тут спектакль, и мне показалось, что в театре есть серьёзная сила (сжимает кулак), которая пока не очень знала, куда себя направить. Направить эту силу в правильное русло - и всё задышит, заработает, даст хороший КПД. Артисты подхватили это направление.

Krsk.aif.ru - Вы бывали во многих городах России и мира. У Красноярска есть особенная атмосфера?

Р.Ф.: - Красноярск - очень интерес­ный город. Во мне не вызывает никакого раздражения эклектика, которая здесь присутствует. Фонтаны рядом с памятниками, «Биг Бен», деревья, увешанные зимой и летом странными огоньками, часовенка, Красноярская ГЭС, Столбы - много всего намешано. Такой Вавилон немножко. Но главное, что мне понравилось - тёплые люди. Я сам с Урала, могу о нём говорить откровенно и жёстко. Мне не очень нравится менталитет людей, которые живут там. Поэтому и бываю там редко. А здесь суровые, но добрые люди, душевные, очень чуткие, и это тоже является лицом города. Плюс ко всему - река прекрасная.

Krsk.aif.ru - Правда ли, что мы со столицей в разных мирах живем?

Р.Ф.: - Со столицей все живут в разных мирах. И даже Петербург в разных мирах с ней живёт. Чуть за МКАД отъезжаешь - уже другой мир.

Krsk.aif.ru - Вы уже поставили больше тридцати спектаклей. Есть выработанная практикой закономерность - соотношение хорошо сделанных работ и спектаклей-экспериментов, вызовов самому себе?

Р.Ф.: - Честно могу сказать, у меня есть соотношение: нет ни одного спектакля, как вы говорите, хорошо сделанного. Любой спектакль - эксперимент на данном этапе. Если к вам режиссёр придёт и скажет, что поставит сейчас хорошо сделанный спектакль, этому нельзя верить. Может не получиться. Это же не ботинки сшить. Законов-то нет.

"АиФ на Енисее" №48, 30 ноября 2012 г.